В чем суть йоги – В чем смысл йоги и для чего она нужна какие последствия несет

Содержание

Йога. В чём суть?

В нашем обществе йога воспринимается большинством как некая разновидность фитнеса, направленная на улучшение физических показателей. Во истину, если пещерному человеку дать ноутбук, то он его будет использовать на сколько ума хватит. Так же и йога, если не брать во внимание ее истинное предназначение и глубочайший смысл, то она не раскроет в полной мере своих возможностей.

Основной процент занимающихся посещают занятия по йоге с целью обретения здоровья. Вожделенного здоровья, из-за которого они потом прекращают посещение этих самых занятий. Почему? Потому как сталкиваются с проблемами своего тела, причиной которых являются сами. Человека приучили думать, что здоровье заключается в способности функционировать его физического тела, в то время как из вида упускаются остальные, первостепенные составляющие человеческого существа – энергия и дух.

Энергия. Все вспоминают об энергии, когда приходит время за нее платить в конце месяца. Ее (энергию) видеть мы не можем, зато хорошо ощутим, если сунем два пальца в розетку. С человеческой энергией тоже самое, не видим, но чувствуем. Чувствуем, когда где-то защемляет, закрепощает, покалывает, тянет. Чувствуем, когда портится настроение, погружаемся в скуку, тоску, или возникает желание чего-нибудь. «Тонкое» тело человека состоит из множества энергетических протоков (на санскрите «нади»), которые у нашего современника засорены в силу образа жизни, который он ведет. Если энергия не течет свободно, то она скапливается в месте «засора», а затем ищет выход наружу, что и проявляется в различных желаниях. Например, съесть то или другое, посмотреть что-то, заняться беЗсмысленной деятельностью, типа коллекционирование чего-нибудь, склонность к накопительству, желание соответствовать какому-либо идеалу, желание заниматься сексом и много-много прочего. Так же эти «засоры» могут «выливаться» в различные болезни и негативные состояния, как депрессия, лень и другие. Так работает наша энергия, а физическое тело человека лишь грубое ее проявление. Занятия асанами («асана» — в переводе с санскрита «поза», «положение тела») «пробивают» эти заторы, тем самым освобождая человека от негативных блоков в его внутреннем мире. Иногда это ощущается как дискомфортные ощущения в различных частях тела (колени, запястья, шея), а как уже было сказано выше, человек думает, что йога делает только хуже и перестает заниматься, тем самым уничтожая плоды своих трудов. Итак, энергия первична, материя — вторична.

Дух. Большинство, к сожалению, думают, что духовность — удел людей в монашеских убранствах. Но духовность намного ближе обычному человеку, нежели принято думать. Духовность – это наши мысли. Те самые рассуждения, монологи, разговоры с самим собой в голове, струящиеся беЗконечными потоками. Способность сдерживать и управлять своими мыслями определяет силу духа. Ведь мало кому под силу отвергать негативные помыслы и созидать позитивные стремления. Но это важно, ведь не зря есть афоризм: «Посеешь мысль — пожнешь поступок; Посеешь поступок — пожнешь привычку; Посеешь привычку — пожнешь характер; Посеешь характер — пожнешь судьбу». Наши мысли определяют нашу дальнейшую судьбу.

Всем известна поговорка «В здоровом теле здоровый дух…», но мало кому известно, что это лишь фрагмент. Полная версия звучит так: «В здоровом теле здоровый дух – редкая удача (или редкое счастье)». Теперь все встает на свои места. Человек может быть здоров телом, но сказать о нем, что он велик душой или крепок духом зачастую бывает трудно. Не каждый способен контролировать свои эмоции, чего уж говорить о мыслях.

Современный человек всю жизнь тратит много времени на свое тело. Зарабатывает деньги, чтоб поместить свое тело в комфортные условия (квартира, машина), вкусно накормить тело, красиво одеть, кому-то телом понравиться, свозить свое тело на отдых и так далее. В общем, с помощью тела удовлетворяет свои (как он думает, что это его) желания удовольствий, то есть тратит энергию. Но выше уже было описано, что любое желание вызвано утечкой жизненной энергии. И что в итоге? А в итоге человек подходит к главному экзамену своей жизни – смерти. И все квартиры, машины, накопления, сбережения, друзья, родственники, любимые, и даже его собственное тело остаются здесь, в этом мире. А что беЗсмертно? Энергия и дух. Но энергии остается мизер, ведь вся она была потрачена на удовольствия. А как мы говорили выше, наше тело грубое проявление энергии. Если энергии нет, то и тело следующего воплощения будет проявлено соответствующим образом, на сколько хватит. Так же необходимо помнить о решающем значении мысли. О чем думаете – то и притягиваете. Показательна следующая притча:

«Сын съедает своего отца и избивает мать.
Своего же врага он нянчит на руках,
а жена съедает кости своего мужа.

Некогда жила семья рыбака. Старик-рыбак каждый день ловил в пруду рыбу. Однажды он, подавившись косточкой рыбы, умер и переродился рыбой в том же пруде. Его старуха тоже умерла. Из-за привязанности к своему дому она родилась собакой в своем же дворе. У сына стариков была жена, а у нее -любовник. Муж узнал о любовнике, произошел скандал, и, в конце концов, он убил любовника. Из-за привязанности к его жене любовник переродился мальчиком в их семье. Однажды хозяин семьи поймал рыбу в пруде — ту самую, в которую переродился его отец. Жена сварила ее, а когда рыбу вытащили из котла, дворовая собака украла и съела ее, за что получила побои от хозяина. Все это время хозяин бережно придерживал на руках ребенка — своего злейшего врага в прошлом».

Вот и получается, что из-за пренебрежения своими основам и потребительскому отношению к жизни приходят в этот мир человеческие существа, имеющие от рождения целый багаж проблем: неблагополучные родители, больное тело, скверные жилищные условия и прочие «радости».

Йога – средство, использующее тело как инструмент, позволяет совершенствовать основополагающие начала человеческого существа: энергию и дух. Ведь именно энергией и духом, переходящих из воплощения в воплощение, определяются условия пребывания человека в этом мире и его способность к деятельности.

Занимающиеся йогой по сути на собственном опыте подтверждают, что после введения в свою жизнь регулярной усердной практики йоги, качество самой жизни кардинально меняется в лучшую сторону. Почему не ввести эту полезную привычку в свой быт? Ведь нас же приучили чистить зубы в надежде избавления от кариеса. Так почему не приучить себя практиковать йогу в надежде избавления от страданий?

Преподаватель йоги клуба oum.ru Екатеринбург
Александр Терентьев

Поделиться с друзьями



ekb.oum.ru

Философия йоги. Один из вглядов на реальность

Философия – это любовь к мудрости. Философия Йоги – это альтруизм и любовь к естественной природе.

Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации ариев и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии, которое на протяжении почти двух тысячелетий является для многих почитателей индийской духовности образцом мудрости, ведущей человека к высшей из возможных целей его жизни.

Йога — это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традицииВед) философских школ Индии. Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции.

Классическая йога, называемая также «царской йогой» («раджа-йога»), была сформулирована Патанджали приблизительно во 2 в. до н.э. Как следует из «Йога сутры», произведения, состоящего из 195 коротких афоризмов(«сутр»), Патанджалиучил дуалистической, двойственной метафизике. Она противопоставляет Дух, или «Я» (Пурушу), Природе или Космосу (Пракрити), рассматривая их как две независимые друг от друга первопричины Реальности.

В антропологии йоги внутренний мир человека соответствует бытию внешнему. Человек рассматривается как микрокосмос, который по своей структуре идентичен внешнему для него макрокосмосу. Таким образом, человек – это также результат соединения Пуруши и Пракрити.

В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства. Пурушу называют Зрителем, наблюдающим за разворачивающейся картиной изменения материи.

Буддхи-Махат – это стадия развития Пракрити и основа вселенной. В нем как этап эволюции материи образуется индивидуальное Буддхи, которое является идеальной основой для психики человека. В дальнейшем формируются и остальные элементы микрокосмоса. Это органы восприятия – слух, зрение, осязание, вкус, обоняние; органы действия – руки, ноги, органы выделения и размножения, орган речи; орган разума – ум (манас). Итак, фактически все, что мы привыкли отождествлять с собой, со своим я — физическое тело, память, эмоции, интеллект, мысленные образы и т.д. — относится к материи и потенциально содержится в индивидуальном Буддхи.

Пуруша в человеке – это чистое сознание, его Дух, его истинное Я. Йога предполагает существование множества «маленьких частей» Пуруши, индивидуальных душ, которые проявляются через разные существа в Пракрити. Наше истинное Я вечно и неизменно. Оно сознательно и направляет все процессы в сфере Пракрити. Модель соединения Пуруши и Пракрити в человеке часто сравнивают с двумя заблудившимися в лесу людьми. Один из которых без ног (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Понятно, что, объединившись, они смогут начать выбираться из леса. Пуруша, взаимодействуя с Пракрити, наполняет индивидуальное буддхи человека, матрицу всех его психических явлений, способностью к самосознанию. Поэтому мы, не зная о Пуруше, осознаем себя в своей психической деятельности.

Человек в своем обычном состоянии не знает своего истинного Я и отождествляет себя в лучшем случае со своим индивидуальным буддхи. Но способность буддхи осознавать себя не больше чем иллюзия, ведь истинным сознанием обладает только Пуруша. Мы всегда говорим про себя: «Я иду, я чувствую, я думаю» и т.д., тем самым, ограничивая свое бытие рамками Пракрити.

Йога — это совокупность физических и духовных практик, направленных на развитие человека на всех уровнях: психическом, духовном и физическом.

Философия йоги обладает следующими свойствами:

Она духовна, т.е. ориентирована на раскрытие и постижения бытия при помощи осознания независимого и самосущего Духа личности.

Этична, т.е. содержит в себе добродетели, главной из которых является ненасилие.

Эмоциональна, т.е. учит о любви, доброте и других благодетельных качествах.

Практична, т.е.предлагает способы управления телом.

Интеллектуальна, т.е. ее методы предполагают использование сил разума, а основные положения обоснованы философскими текстами.

Йога может рассматриваться как путь освобождения сознания от ложной идентификации с конкретной физической оболочкой. Иными словами, это открытие духовного зрения, возвращающего «Я» к своей настоящей природе. Можно также сказать, что йога уничтожает экзистенциальное страдание ума, которое рождается из-за пагубной привычки отождествлять себя как индивида, обособленного от всего остального мира.

Опытные мастера говорят, что вся «Йога-сутра» и комментарии к ней были написаны с целью освещения учения о смысле существования человека, теории освобождения.

Мы уже знаем, что освобождение означает отделение духа от материи (Пуруши от Пракрити). Зачем оно нужно? Дело в том, что люди в обычном своем состоянии ограничивают собственное бытие рамками Пракрити. Именно из-за этого и происходят все наши страдания. Мы начинаем стремиться к постоянному чувству привязанности и удовлетворения, к получению удовольствий, которые всегда заканчиваются. Важно понять, что чем сильнее удовлетворение, тем больше будет разочарование в будущем, а стремление к формам Пракрити обуславливает существование кармы.

Йога направленная на всестороннее развитие человека, и, главным образом, на рост сознания, внутренней культуры любого человека.

В шестой главе «Бхагавад Гиты» (переводится с санскрита как «Песня Бога»), самого авторитетного источника по философии йоги, Бог Кришна объясняет своему ученику Арджуне значение йоги как освобождение от страданий и горя: «Когда мысли поток обуздан, ум пребывает лишь в атмане, Партха, когда муж успокоил желания — он тогда именуется «йогин». Когда йогин, мысль обуздавший, сам себя укрепляет в йоге, он подобен свече, чье пламя не колеблется в месте без ветра. Там, где мысль, упражнением в йоге остановленная, замирает, там, где в атмане радость находит созерцающий атманом атман, — ибо там он познает то счастье, что сверх чувств, одной мысли доступно, запредельное, стоя в котором, он от истины не уклонится, — пребывающий там не смутится даже самой тяжелою скорбью; ведь, достигнув той цели, не мнит он что-то высшее, лучшее встретить.

Состояние это есть йога, что оковы скорбей размыкает». Подобно хорошо отшлифованному алмазу, каждая из граней которого отражает тот или иной луч света, так и слово «йога» отражает каждой гранью тот или иной оттенок смысла, выявляя разные стороны всего диапазона человеческих устремлений добиваться счастья, любви и свободы. В «Бхагавад Гите» есть и другое объяснение термина йога, где ударение делается на Карма Йоге (йоге действия): «Лишь на действие будь направлен, от плода же его отвращайся; пусть плоды тебя не увлекают, но не будь и бездействием скован. От привязанностей свободен, в йоге стоек, свершая деяния, уравняв неудачу с удачей: эта ровность зовется йогой». Кришна называет йогой также мудрость в работе или умение жить в трудах, гармонии и умеренности: «Тот не йогин, кто переедает, и не тот, кто не ест совершенно, и не тот, кто спит свыше меры, и не тот, кто себя сна лишает. В пище, в отдыхе будь умерен, будь умерен в свершеньи действий, в сне и в бдении — так обретешь ты уносящую скорби йогу». В Катха Упанишаде йога поясняется так: «Когда чувства утихомирены, когда ум в покое, когда интеллект не колеблется, тогда, как говорят мудрецы, достигнута высшая ступень. Этот постоянный контроль над чувствами и умом называют йогой. Достигнувший его освобождается от заблуждений».

Йога — это метод, система упражнений для успокоения мятущегося ума и направления энергии в конструктивные каналы. Подобно гидроэлектростанции на могучей реке, которая при разумно устроенной плотине и каналах представляет собой огромный запас воды, спасающий от засухи и голода и порождающий электроэнергию для жизни городов и промышленности, так и ум, когда находится под контролем, аккумулирует энергию из Космической реки и порождает громадные силы для всестороннего роста человека.

Успокоить ум человека также нелегко, как остановить горную реку.

Благодаря практическому применению йоги на ее различных стадиях йогин приобретает особую силу. Подобно сторонникам санкхьи и других систем индийской философии, основатель йоги Патанджали утверждает, что освобождение должно быть достигнуто благодаря непосредственному познанию отличия Я от физического мира, включая наше тело, ум и индивидуальность. По это возможно лишь в том случае, если мы сможем подавить и ограничить функции тела и чувств, ума-манаса и интеллекта, наконец, нашу индивидуальность (то есть эмпирическое, личное я) И вместе с тем обладать самосознанием, опытом трансцендентного духа (пуруши). Это убедило бы нас, что Я выше комплекса ум-тело, выше чувств и интеллекта, а также страданий или радости отдельной личности — я. Я, как будет показано, должно стоять выше всякой физической реальности с ее пространственно-временными и причинно-следственными отношениями.

Это и является осознанием Я как свободного, бессмертного духа, стоящего вне зла и страданий, смерти и разрушения. Иными словами, это есть достижение состояния свободы от всякого страдания и несчастия — освобождение. Система йоги указывает практически осуществимый путь саморазвития всем тем, кто следует велениям духа и кто искренно стремится следовать ему. Система же санкхьи больше внимания обращает на познание отличия Я от всего остального мира как на средство достижения освобождения. Но она не забывает рекомендовать и такие практические методы достижения освобождения, как изучение, размышление и постоянное сосредоточение на истине. Философия йоги заостряет свое внимание на практических методах очищения и сосредоточения для понимания отличия Я от тела и ума и вместе с тем для достижения освобождения.

Однако следует отметить, что учение йоги о самопознании Я имеет солидную основу в метафизике санкхьи, которая обосновывает реальность Я как метафизического и вечного начала сознания. Если верить в трансцендентный дух, то нельзя не признать, что имеются более глубокие ступени сознания, чем эмпирические, а также более широкие возможности и более высокие потенции, чем физические или относящиеся к органам чувств. Проблески этой более глубокой реальности нашей индивидуальной жизни осеняли не только пророков и святых, но и таких великих философов, как Платон и Аристотель, Спиноза и Лейбниц, Кант и Гегель. Физические исследования и современная школа психоанализа внесли большой вклад в область познания темных сторон психической жизни, скрьпых от обычного взора. Йога в этом отношении идет еще дальше, формулируя некоторые практические методы очищения и самоконтроля для осознания истинного я человека. Для правильной оценки этой философии необходимо ее благожелательное понимание и искреннее стремление осознать, реализовать ее истины…

www.oum.ru

Философия йоги для начинающих

Философия йоги сегодня крайне популярна. Для многих она стала настоящим открытием в жизни. Йога спасает замученных людей от ежедневных стрессов и помогает им увидеть самое важное, отбросив второстепенное. При этом она не сводится к банальному комплексу физических упражнений. Йога как древняя традиция и религия, йога как философия и медицина — вот о чем пойдет речь в данной статье.

Причины популярности йоги в современном мире

Как уже отмечалось, йога сегодня необычайно популярна. Можно даже сказать, что она модна в современном обществе. В чем же причины такой популярности?

Для этого нужно ответить на один вопрос. Современная личность — какая она? Измученная, подавленная и угнетенная. Человек XXI столетия, как правило, проводит свою жизнь в погоне за сомнительными благами. Йога же помогает не только справиться с ежедневными стрессами, но и учит сконцентрировать свое внимание (и силы) на самых главных, истинно важных вещах.

Философия йоги открывает человеку единственно верный путь к осознанию своей сущности, помогает в полной мере раскрыть свой внутренний потенциал.

Любопытно, что практические методы йоги действуют в любом случае. Даже если человек не очень верит в них или не имеет ни малейшего понятия о сущности и основах данной философии. Это еще одна уникальная особенность йоги.

Философия йоги (кратко)

Что же такое йога? Справедливо ли называть её философией, наукой или религией?

Само слово в переводе с санскрита означает «единение». В узком смысле речь здесь идет прежде всего о гармонии и слиянии тела и души человека. В более глобальном понимании это единение человека с Богом.

Йога — философия индийская, очень древняя. Её основные постулаты выделил еще во втором веке до нашей эры известный гуру Патанджали. Однако утверждать, что философия йоги была основана именно им, неправильно. Ведь считается, что йогу человечеству подарил сам Творец (посредством аватара Кришну).

Основы этого учения не отличаются систематизированностью. Их отдельные аспекты можно отыскать в различных древнеиндийских источниках, начиная с Вед. Именно поэтому историки не могут определить четкие хронологические рамки данного направления.

Философия йоги чрезвычайно многогранна. Главная же цель учения — это достижение нирваны. Под этим термином понимается полное воссоединение с Творцом.

На сегодняшний день исследователи выделяют несколько форм йоги. Это:

  • карма-йога;
  • бхакти-йога;
  • джняна-йога;
  • мантра-йога;
  • хатха-йога и другие.

Каждое из этих направлений — это лишь один из шагов на пути к единой цели философии йоги — единению со Всевышним. В нашей статье мы более подробно остановимся на последней из этих форм.

Притча о спрятанной божественности

Философия йоги для начинающих как нельзя лучше иллюстрируется одной из древнеиндийских притч. Она поможет лучше понять сущность данного учения тем, кто только начинает с ним знакомиться.

Итак, притча о спрятанной божественности…

По легенде, раньше все люди на Земле были богами. Такими их создал Брахма. Однако вскоре повелитель всех богов увидел, что те используют свою силу не совсем праведно, а потому решил забрать у них божественную мощь. При этом у него возник вопрос: а где же спрятать божественность от людей, чтобы они не смогли её отыскать?

Чтобы решить эту дилемму, Брахма вызвал к себе советников. Те начали засыпать его различными вариантами: одни предлагали зарыть божественность в землю, другие — бросить её на дно океана… Однако ни одно предложение не понравилось Брахме. «Рано или поздно люди доберутся и на дно океанов» — задумчиво отвечал тот.

Как вдруг повелитель богов сам догадался, что нужно сделать. Он решил спрятать божественность внутри самого человека. И не ошибся. Человек покорил небеса и морские глубины, пробурил километровые тоннели под землей, однако так ни разу толком и не заглянул внутрь себя.

Сложно определить, как глубоко в историю тянутся корни йоги. Так, в долине реки Инд археологами были найдены древние печати, датируемые вторым тысячелетием до нашей эры. На них изображены люди, а также божества в необычных позах (всего исследователи насчитали 16 разных позиций). Эта находка натолкнула историков на мысль, что одна из форм йоги уже была знакома жителям Хараппской цивилизации.

Если же говорить о письменных свидетельствах, то понятие «йога» впервые встречается в Ригведе — одном из самых древних памятников индийской литературы.

Патанджали и его «йога-сутры»

Это учение относят к перечню, состоящему из шести ортодоксальных школ индуизма. Философия йоги очень тесно связана с направлением санкхья. Однако, по сравнению с ней, йога — более теистическая.

О родстве этих двух школ говорил в свое время и Генрих Циммер. При этом он утверждал, что санкхья дает общее пояснение природы человека, тогда как йога раскрывает практические методы и пути к его полному освобождению (состояние мокши).

Как и любая другая школа индийской философии, йога имеет свои священные тексты. Это так называемые «йога-сутры», изложенные мудрецом Патанджали. В одной из них, кстати, учитель раскрывает саму суть рассматриваемого нами понятия. Согласно тексту второй сутры, йога — это «процесс обуздания волнений, присущих разуму».

Свами Вивекананда: жизненный путь философа

Одним из ярчайших представителей данной школы является индийский мудрец и общественный деятель Свами Вивекананда. Философия йоги в его трудах обрела новый смысл. Он смог объяснить ключевые её положения с точки зрения западного мировоззрения.

Свами Вивекананда жил и трудился во второй половине XIX века. Родился он в 1863 году в очень религиозной семье. Учился в Шотландском церковном колледже, где проявлял особый интерес к философии. В это же время Вивекананда задается целью отыскать человека, который встречался с самим Богом. И вскоре он его находит. Это был некий Рамакришна. Вскоре Вивекананда становится его учеником.

В 1888 году он, вместе с другими учениками Рамакришны, начинает путешествовать по территории Индии. Затем отправляется в другие страны (США, Франция, Япония, Англия и другие). Умер мудрец в 1902 году. Тело Свами, как и его духовного наставника, кремировали на берегу реки Ганг.

За свою жизнь Вивекананда написал ряд трудов. Самые важные среди них следующие:

  • «Карма-йога» (1896 год).
  • «Раджа-йога» (1896 год).
  • «Философия Веданты: лекции о джняна-йоге» (1902 год).

Свами Вивекананда: философские воззрения

Вивекананде принадлежит весьма известное изречение: «Бог один, разнятся лишь его имена». Одни зовут его Иисусом, другие — Аллахом, третьи — Буддой и так далее.

Свами Вивекананда отличался оригинальностью своей мысли. Его главная заслуга как философа заключается в том, что он сумел доказать, что ключевые идеи Веданты можно применять и в сугубо практических целях, в жизни общественной.

«Каждая личность — божественна сама по себе» — это изречение Рамакришны стало красной нитью в жизни философа. Он был уверен, что никто не обретет свободу, пока свободными не станут все остальные люди. Вивекананда утверждал, что по-настоящему просветленный человек обязан без устали работать для спасения других людей. Философ превозносил бескорыстие и агитировал всех не терять веры в себя.

Общественные взгляды Свами Вивекананды основывались на том, что государство и церковь должны быть разделены. Религия, по его мнению, ни в коем случае не должна вмешиваться в вопросы браков, наследственных отношений и тому подобное. Он также считал, что общество в идеале должно быть равномерной смесью всех четырех каст. Причем он был уверен, что религия не должна вмешиваться и в процесс построения идеального социума.

Йога-хатха: философия школы

Название этого направления йоги переводится с санскрита как «усиленное слияние». Впервые постулаты этой школы систематизировал Свами Сватмарама. Он считал, что хатха-йога есть процесс подготовки человеческого тела к сложным медитациям.

Само слово «хатха», как предполагают исследователи, состоит из двух составляющих: «ха» — разум и «тха» — жизненная сила.

Хатха-йога — это комплексное учение о том, как можно достигнуть телесной гармонии при помощи физических и психических воздействий на тело (это асаны, пранаямы, мудры и бандхи). Каждое из них влияет на конкретную часть человеческого организма. В хатха-йоге специально подбираются комплексы определенных упражнений, с помощью которых можно укрепить свое здоровье и вести борьбу с серьезными болезнями.

Дыхание — основа жизни

Главный акцент в хатха-йоге делается на дыхании. Приверженцы этой школы уверены, что влияние дыхания на организм настолько сильно, что одними лишь пранаямами (дыхательными упражнениями) можно значительно улучшить свое состояние. А умелое комбинирование их с асанами — это и вовсе залог здорового и крепкого тела.

Хатха-йога как медицинская философия ставит своей первостепенной задачей полное очищение дыхательной системы человека. Кроме того, это настоящее искусство расслабления тела и всех его мускулов. Ведь настоящая ясность ума приходит лишь к расслабленному организму.

Состояние тела, самочувствие, а также мыслительные процессы человека тесно связаны с его дыханием. Думается, с этим согласятся все. Вот почему в хатха-йоге такое внимание уделено искусству и техникам правильного дыхания. При этом она учит людей правильно дышать не только во время специальных занятий, но и в повседневной жизни. Мудрое и бережное отношение к своему здоровью — вот чему обучает людей хатха-йога. Философия и практика при этом органично сплетены в данном учении.

Общие цели и задачи йоги

Тот, кто решил всерьез заняться йогой, может преследовать различные цели. Это может быть простое желание укрепить свое здоровье или излечиться от хронического заболевания. А для кого-то йога — это ключ к достижению мокши («единения с Брахманом»).

К слову, именно мокша — как процесс и факт освобождения от сансары — является конечной целью во многих школах древнеиндийской философии. А вот в вайшнавизме основной целью йоги является стремление к Богу, Творцу. Согласно учениям этой школы, вайшнав после этого попадает в духовный блаженный мир, в котором он может насладиться преданным служением Вишну.

Развитие йоги в России

Отдельные жители России проявляли интерес к йоге еще в дореволюционные времена. В эпоху Советского Союза школа эта находилась под идеологическим запретом, что, впрочем, не мешало отдельным энтузиастом заниматься полулегально.

В России в разные времена многие известные личности выступали активными пропагандистами йоги. Среди таких — врач Б. Л. Смирнов, профессор В. В. Бродов, писатель В. И. Воронин, инженер Я. И. Колтунов и многие другие. В конце 80-х годов в Москве начинает работать высшее учебное заведение — так называемая Академия йоги. Её основателем стал Геннадий Стаценко. В то же время в столице СССР появляется лаборатория, которая занималась изучением нетрадиционных методов лечения и оздоровления. Разумеется, в сферу интересов данной лаборатории входило и учение Древней Индии — йога.

Йога для начинающих: несколько полезных рекомендаций

Сегодня курсы йоги преподают едва ли не в каждом фитнес-клубе. Однако знающие люди все же рекомендуют посещать занятия в специализированной школе.

Напоследок несколько полезных советов тем, кто планирует начать заниматься йогой:

  • одежда для занятий должна быть удобной и изготовленной из натуральной ткани;
  • начинать освоение йоги нужно с малого, постепенно проникая в «глубины» этого учения;
  • пропускать занятия нежелательно, ведь каждый новый сеанс является логическим продолжением предыдущего;
  • к занятиям йогой нужно подходить крайне сознательно и основательно.

И, конечно же, не стоит забывать, что йога — это не только здоровое, подтянутое тело, но еще и возможность ощутить гармонию тела и души.

В заключение…

Йога — философия Древней Индии, которая очень популярна в современном мире. Однако это не совсем философия, вернее, не только она. Это еще и наука, религия, многовековая традиция и практика. Чем же так привлекает современного человека философия йоги?

Кратко ответить на этот вопрос можно двумя основными тезисами. Первый: йога помогает человеку справиться с огромным давлением жестокой действительности. Второй: она способна каждому из нас открыть путь к познанию самого себя, своей внутренней сущности.

fb.ru

Что такое йога и зачем она нужна на самом деле

Хотели бы вы владеть волшебной практикой, которая помогает сразу во всех аспектах вашей жизни? Вы занимаетесь только час или два в день, а меняется все: тело становится гибким и здоровым, ум — более ясным и сосредоточенным, дела на работе идут лучше, отношения в семье теплеют, ответы на вопросы находятся сами собой, настроение ровное и приподнятое, и каждый день жизни прекрасен, как первый день отпуска. «Таких практик не бывает», — скажете вы. Но на самом деле такая практика есть, и она доступна каждому из нас. Речь пойдет о йоге. В этой статье мы рассмотрим мифы и правду о том, что такое йога, и зачем она нужна на самом деле.

Почему многие люди занимаются йогой, но далеко не все достигают результатов? Все дело в том, что на большинстве занятий йога сводится к обычной гимнастике, а весь ее мощный потенциал остается незадействованным. Давайте разбираться по порядку.

Почему йога — это не гимнастика
Зачем нужна йога: 5 самых неожиданных результатов практики
Как на самом деле работает йога: 5 волшебных инструментов
Чем опасна йога
Почему о настоящей йоге не пишут отзывы
3 главных мифа о йоге
Честные отношения с йогой
9 звезд, которые занимаются йогой

Почему йога — это не гимнастика

В современном мире йога у большинства людей ассоциируется со шпагатом, лотосом, стойками на голове или другими асанами, иногда — с расслаблением. Но это только верхушка айсберга. Нельзя сказать, что работа с физическим телом — это не йога, но основная задача йоги заключается не в этом.

Рано или поздно тело все равно состарится и умрет. Что будет дальше с сознанием, куда она пойдет? Люди обычно не задаются этим вопросом.

Йога отвечает на самые важные вопросы:

— кто я?

— зачем я живу?

— куда я пойду дальше?

Самое интересное, что йога дает на этот вопрос не теоретический ответ, а самый что ни на есть практический. Этот ответ возникает в человеке как сложная палитра чувств, как неповторимое, словно отпечатки пальцев, собственное переживание этой жизни. Этот ответ — самый незабываемый опыт, который только может быть у человека.

Найти этот ответ, прожить его, почувствовать, — это и есть главная задача йоги.

Если вы научитесь медитировать, если у вас получится уйти в глубины своего сознания, подсознания, то можно сказать, что задача йоги начинает выполняться.

Сейчас многие говорят о медитации, но на практике это чаще всего оказывается либо концентрация внимания, либо трансовые состояния, но не настоящая медитация.

В медитации ваше восприятие с внешнего мира, с органов чувств — со зрения, слуха, осязания — сворачивается во внутрь, само в себя, в источник, из которого оно исходит.

Способы, которые для этого используются, — это различные направления в йоге: хатха-йога, бхакти-йога, карма-йога, раджа-йога и так далее.

Йога — это путь, на котором вы посредством определенных алгоритмов, дисциплины, определенных практик достигаете такого состояния, когда искомый ответ к вам приходит, когда вы осознаете свою собственную глубинную природу.

На этом пути могут быть сложности и потери. Нельзя удержать три вещи в двух руках, от чего-то придется отказываться, где-то прилагать серьезные усилия. Но итогом вашего пути станет счастье. В Ведах говорится, что природа души — это «сат чит ананда», что означает вечность, знание и блаженство. Та наша часть, которая считает себя личностью, телом, мужем или женой, инженером или водителем может страдать, но другая часть, вечная и неразрушимая, которой мы являемся по своей сути, всегда счастлива.

Блаженство, счастье — это наша природа, мы чувствуем его во всем. Это состояние нужно просто вспомнить. И йога предназначена для того, чтобы вернуться к этому состоянию.

Еще одна особенность этой древней практики заключается в том, что процесс в ней важнее цели. Если вы ставите цель добиться какого-то результата за определенное количество дней, сама суть йоги ускользает от вас. Но, когда вы наслаждаетесь процессом, цель сама начинает себя проявлять. Когда вы наслаждаетесь асанами и пранаямами, само наслаждение приводит к тому, что сознание начинает открывать себя внутри вас.

Как меняется жизнь человека, который начал практиковать йогу и обращаться внутрь себя?

5 самых неожиданных результатов практики

Никого не удивляет, если человек начал заниматься йогой, и благодаря этому поправил здоровье, фигура стала более стройной и подтянутой, улучшилась осанка. Но самое интересное, что рано или поздно на пути всех, кто серьезно практикует йогу, начинается мистика.

Синхронизация и «мистические» совпадения

Все начинает происходить удачно и вовремя. Вы перестаете опаздывать, встречаете в нужное время нужных людей, попадаете в нужные места, и дела начинают делаться как бы сами собой. В результате практики вы синхронизируетесь с ритмом жизни, с ее пульсацией, вы настраиваетесь на свою волну. Кстати, одна из примет, по которой можно заметить, что этот процесс пошел, это когда вы случайно бросаете взгляд на часы, а там одинаковые цифры, например: «14:14».

Изменение окружающего пространства

Пространство вокруг вас постепенно начинает меняться. Если по соседству жил буйный алкоголик или вечно ссорящаяся пара, они переедут. В подъезде неожиданно начнут делать ремонт. Если в одном и том же месте долго бегать, читая мантры (это тоже практика йоги), там обязательно начнут что-то строить. Например, автор этой статьи несколько лет бегала по парку с чтением мантр, а потом по этой тропинке проложили дорожку, поставили фонари и скамейки.

Встречи с интересными людьми

Ваше окружение тоже начнет меняться. Жизнь будет приводить вас к очень интересным людям, причем самым неожиданным образом. Вы начнете встречать тех, кто станет для вас Учителями, кто подарит вам опыт переживания волшебных состояний. Поверьте, у автора этой статьи за десять лет практики таких удивительных встреч было немало.

Развитие интуиции

У человека, практикующего йогу, появляется новая точка опоры для принятия решений. Он начинает опираться не только на логику, но и на внутренний голос, интуицию, ощущения. Он сердцем чувствует, как правильно поступить, и решения даются ему легче. Подробнее о том, как сделать выбор, читайте здесь.

Ваши дети развиваются вместе с вами

Когда родители практикуют йогу, это удивительным образом сказывается на детях. Многие мамы отмечают, что после того, как они сами помедитируют, дети становятся спокойнее, а конфликты легко разрешаются.

У основателя нашей школы йоги, Виталия Лялина, некоторые люди занимаются уже десятки лет. И он отмечает, что у людей, которые всерьез глубоко занимаются практикой, вырастают очень успешные и самостоятельные дети. Они впитывают от родителей их стремление к самопознанию, к развитию, их способность к самодисциплине.

Хотите узнать, какие секреты помогают йогам поддерживать здоровье, бодрость и высокий уровень энергии? Мы подготовили для вас специальное пособие.

Скачать бесплатно!

 

Почему йога оказывает на жизнь такое влияние? Как это работает?

Как на самом деле работает йога: 5 волшебных инструментов

В йоге есть движение — это движение от более плотной энергии к более тонкой. Вы двигаетесь от телесного ощущения в асанах через пранаяму в энергию и дальше, всё тоньше, тоньше и тоньше по частоте вибраций. Чем тоньше частота вибраций, тем глубже вы проникаете. И все, что происходит вокруг вас, тоже начинает происходить на более высоких вибрациях, частотах. Любовь, благодарность, радость, восторг — это высокочастотные состояния, и они начинают с вами резонировать, меняя вашу жизнь и ваше окружение.

Инструменты йоги помогают человеку вернуться в свое изначальное состояние, когда он совершенен и здоров, и раскрыть свою внутреннюю силу.

В йоге есть 8 ступеней, которые описаны древним мудрецом Патанджали. В этой статье мы не будем рассматривать их все, остановимся на практических инструментах йоги.

Асаны

Асаны устраняют блоки в физическом теле. Например, на нас накричал начальник, мы сжались от испуга, в теле произошел спазм, и обида глубоко запечаталась внутри. Асаны или положения тела позволяют проработать эти блоки и расслабить эти спазмы, выпуская застарелые эмоции. Энергия начинает свободно циркулировать в теле. Если мы начнем медитировать, не проработав тело, мощный поток энергии будет действовать на тело, как поток воды, который пустили по засоренным трубам — тело может не выдержать, «сломаться». Поэтому работа с физическим телом очень важна.

Пранаямы

Пранаямы или дыхательные техники выстраивают мост между сознанием и телом. У пранаям есть разное назначение: одни очищают тело, другие позволяют выравнивать баланс между левым и правым полушарием, симпатической и парасимпатической нервной системой, третьи разжигают внутренний огонь, четвертые успокаивают ум. В любом случае, это один из самый мощных инструментов йоги.

Медитация

Именно медитация раскрывает наше сердце и наше сознание, она приводит каждого человека к самому себе, она открывает нам новые горизонты и нашу собственную глубинную природу. Медитация — это глубокое и обширное понятие, которое мы рассматриваем в других статьях.

Мантры и янтры

Мантры и янтры служат опорной частотой для настройки нашего сознания, для возвращения на свою изначальную частоту, они служат своеобразным камертоном. Мантры проводят нас за ум, в более глубокие состояния. Мантры и медитация — это тонкие механизмы, которые влияют на нашу судьбу, на наше подсознание, и работа с ними приводит к кардинальным изменениям в жизни. Подробнее о том, как работают мантры, можно почитать здесь.

Яма и нияма

Яма и нияма — это «заповеди» йоги, духовные принципы, которые лежат в ее основе. Это правила: что следует делать, а чего не следует — не проявлять насилие, соблюдать чистоту и умеренность, быть удовлетворенным жизнью и т.д. Начинающим йогам эти правила иногда кажутся далекими от жизни теориями, но именно яма и нияма дают человеку самую большую силу. Когда мысли, эмоции, действия человека выстраиваются по этим принципам, даже его слово начинает обладать большой силой. Благословение таких людей дороже любого подарка.

Подробнее о яме и нияме можно прочитать здесь.

Благодаря всем этим инструментам человек, практикующий йогу, возвращается к своей опорной частоте, к своему центру, и начинает принимать решения уже с другой точки зрения, исходя из своего центра. И его жизнь начинает выстраиваться по-другому.

Если йога — это такая волшебная практика, почему тогда ей не занимаются все вокруг? Может быть, есть какие-то подводные камни?

Чем опасна йога

Йога — это серьезная и глубокая практика, которая по-настоящему меняет жизнь.

Если вы ушли очень далеко от своей природы, если у вас есть устаревшие программы, модели поведения, если есть глубоко запечатанные травмы, непроработанные ситуации, йога будет «вышибать» все это из вас, из вашего тела и вашей жизни.

Если слишком интенсивно взяться за практику йоги, привычная жизнь начнет разрушатся, и можно многое потерять. Не все готовы к такому опыту. Поэтому очень важно иметь опытного наставника, который может составить такую программу, которая достаточно эффективна, но при этом не разрушает вашу жизнь, и который будет корректировать вашу практику, исходя из текущей ситуации.

Это долгий и сложный путь. Это путь, который требует приложения усилий. Но оно всегда стоит того, и даже не потому, что в конечном итоге человека ждет опыт незабываемых переживаний, которые останутся с ним, когда уйдет все остальное — а все материальное преходяще. И другого пути нет. Чем дальше уходит человек от своей природы, тем более длинный и долгий путь домой ему предстоит.

Что бы с нами ни происходило в результате практики йоги, то, что происходит, будет для нас лучше, когда мы возвращаемся на свою дорогу.

Почему о настоящей йоге не пишут отзывы

Когда мы начали делать сайт нашей школы йоги, мы просили написать отзывы многих из давних учеников. Но многие отказывались. Не потому, что им было лень или нечего было сказать. Они говорили: «Это слишком личное. Это слишком глубокое. Это невозможно описать словами». Настоящий, глубинный опыт соприкосновения со своей природой действительно нельзя описать словами. Его можно только пережить. Вместо того, чтобы искать и читать отзывы, просто посмотрите на людей, которые давно практикуют йогу. Как они живут, как ведут себя, как реагируют на трудности или неприятности, какие у них отношения с другими людьми, какое обычно настроение. Подумайте: а вы бы хотели быть похожими на них?

3 главных мифа о йоге

Йога вредна для здоровья

В последнее время можно часто встретить статьи о том, как у людей из-за йоги портится здоровье — начинаются проблемы с позвоночником, страдают колени, расшатываются суставы.

Как говорит руководитель нашей школы йоги Виталий Лялин, с помощью чего угодно можно и развить себя, и угробить. В любом занятии, будто то бег, танцы или даже кулинария, есть возможность получить травму.

В йоге важно найти хорошего, опытного преподавателя и соблюдать во время практики определенные правила и принципы. И тогда все будет в порядке.

Йога — это только для гибких

А вот здесь все совсем наоборот. Если человек слишком гибкий, ему приходится находить для себя очень сложные асаны, чтобы практика была эффективной, иначе ему просто не над чем работать, не к чему прилагать усилия. Конечно, если человек начал заниматься йогой в 50 с нуля, ему понадобится много лет, чтобы сесть на шпагат, если это вообще получится, но это в йоге не главное. Главное — это расслабиться в асане, чтобы энергия свободно текла сквозь тело. А чтобы принять нужное положение, если человек не очень гибкий, есть специальные приспособления и облегченные варианты асан.

Йога — это скучно

Так кажется только поначалу. Со стороны смотришь — люди медленно меняют позы, а то и вовсе подолгу сидят с закрытыми глазами. На самом деле, в это время идет очень интенсивный внутренний процесс. И когда человек в него погружается, он не замечает, как идет время, и каждого занятия ждет с нетерпением.

Честные отношения с йогой

Вы можете не относится к йоге, как к глубокой духовной практике, используя ее инструменты для развития тела или внутренней силы, но вы должны отдавать себе в этом отчет.

О духовном развитии человек обычно задумывается, когда у него уже решены основные материальные проблемы и семейные задачи. Если же вас больше волнуют вопросы, как привести в порядок фигуру, выйти замуж или прокачать в бизнес, и вы приходите за этим в йогу, то это тоже вполне нормальный, приемлемый вариант. Только не нужно себя обманывать и думать, что вы ищете духовности. Вполне естественное развитие событий, когда человек приходит первый раз на йогу, чтобы похудеть или поправить здоровье, а со временем, когда поймет, какая это мощная сила, когда откроет для себя новые состояния, когда научится решать материальные проблемы, он встает на путь самопознания и духовного развития. И во всем этом ему помогает практика йоги.

Настоящая йога — это когда временное понимание себя умирает, и начинает появляться вечное понимание себя.

9 звезд, которые занимаются йогой

Йогой занимаются многие успешные люди — бизнесмены и политики, актеры и музыканты, спортсмены и общественные деятели, в том числе и звезды, как у нас в России, так и за рубежом.

 

Надеемся, теперь у вас появилось понимание того, что такое йога, и зачем она нужна.

Важно! По-настоящему понять, что такое йога, можно только на своем опыте.
Попробуйте йогу на практике прямо сейчас — бесплатный урок с Мастером можно получить здесь. Понаблюдайте, как меняются ваши настроение и самочувствие после занятия.

Успешной вам практики!

sarva.ru

Философия йоги для начинающих

Слово «йога» в переводе с санскрита означает духовную связь, причем с самим Богом. На практике эта связь осуществляется через комплекс физических и умственных упражнений, развивающих человека физически, психически и духовно.

Философия йоги заключается в подготовке личности к непосредственному общению с Всевышним. Она обладает методиками, ведущие к раскрепощению отягощенного мирскими страстями сознания, его просветлению и нирване — состоянию, в котором перед человеком появляется Будда и приносит ему настоящую радость.

Суть миссии йоги ― в ее базовых свойствах:

  • духовности, ориентированной на карму и освобождение от страстей, постижение своей судьбы и цели в жизни через укрепление своего духа;
  • этичности, направленной на исключительную добродетель и достижение мира между людьми;
  • эмоциональной привязанности к ближним;
  • практичности и точности управления своим телом;
  • интеллектуальности, позволяющей максимально напрячь разум при медитациях.

Происхождение йоги и ее первоисточники

Йога Ї это философия жизни и путь ее познания. В Индии она является одним из древнейших философских направлений, образующих фундамент не только буддизма, но и даосизма и сикхизма. Ее основоположник Патанджали в своей «Йога-сутре» в 195 афоризмах (сутрах) коротко сформулировал основные каноны, теоретически обосновавшие классическую йогу.

Все сутры сгруппированы в четырех трудах:

  1. Самадхипада посвящена целям йоги, ее формам и способам достижения нирваны (Самадхи).
  2. Садханапада излагает конкретные методы медитации для проникновения в Самадхи. Их суть в том, что нирваны можно достичь, только полностью отрешившись от всего сущего. Под сущим понимаются четыре формы страдания с возможностями отвлечься от них.
  3. Вибхутипад описывает внутренние особенности йоги и практическую, сверхъестественную пользу от ее полного освоения.
  4. Кайвальяпада открывает форму и сущность освобождения от мирской суеты.

Но история йоги своими корнями уходит гораздо глубже второго века до нашей эры, когда жил этот индийский мудрец. Ее истоки можно найти в древних священных текстах, например, Ведах или Упанишадах, комментирующих ведические принципы. Там учение называется Раджа-йогой, иными словами «царской».

Духовная практика йоги еще с Вед считается продолжением практики санкхьи, только более приспособленной к жизни. Санкхья исходит из того, что каждый человек в своей жизни испытывает влияние двух противостоящих начал — Пуруша и Пракрити. Первое понятие означает духовный мир, второе — материальный. Йог в процессе своих медитаций должен освободить дух от влияния материи.

По мнению некоторых буддийских богословов, одних сутр Патанджали не достаточно для постижения истинной сущности йоги. Его труд лишь восстановил и систематизировал знание, доставшееся от прежних учителей. В настоящее время наиболее авторитетным философом после Патанджали является Вьяса. «Йога-бхашья», которую он написал, не только комментирует мысли предшественника, но и развивает их.

Восьмеричный путь

Чтобы достичь необходимых духовных высот, Патанджали предложил в «Йога-сутре» использовать аштанга-йогу (ашта — восемь, анга — ступень). Эта методика, более известная как восьмеричный путь, — основной даршан в буддийской философии Индии. Для соединения с Богом индийский мудрец предлагает пройти восемь этапов:

  1. Яму, требующую придерживаться моральных заповедей, запрещающих неблагие поступки и мобилизующих духовный потенциал человека на прохождение всего пути к Будде.
  2. Нияму, культивирующую привычки и навыки, помогающие интроспективному восприятию жизни. Эта практика дисциплинирует человека.
  3. Асану — устойчивую позу, в которой удобно медитировать.
  4. Пранаяму — серию дыхательных упражнений, позволяющих направлять свою жизненную энергию на достижение поставленной цели.
  5. Пратьяхару, концентрирующую ум и облегчающую этим отрыв духа от своей материальной основы.
  6. Дхарану, позволяющую сосредоточить разум на определенной мысли, предмете или явлении. Одновременно осуществляется контроль за своими чувствами посредством абстрагирования их от конкретного объекта.
  7. Дхьяну, настраивающую мысль на выбранную цель и постоянно возвращающую к ней до тех пор, пока к этой мысли не будут примешиваться никакие другие.
  8. Самадхи, окончательно просветляющую мысль и дающую возможность наконец созерцать Будду и общаться с ним в состоянии полного освобождения от всего — нирваны.

Последовательное освоение каждого из этих этапов ведет к самадхи, состоянию истинного просветления. Что-то пропустить невозможно — все звенья восьмеричного пути неразрывно переплетены и являются необходимым условием для перехода из более низкого состояния в более возвышенное. На первых двух ступенях — яма, нияма — ученик в основном постигает моральные нормы йоги и тренирует свои помыслы, настраивая их на этичность.

Так, основа ямы — пять принципов, внушающих практикующему йогу человеку воздержание от пороков:

  • ахимса настраивает на ненасилие по отношению ко всему живому;
  • сатья — на правдивость, воздержание от самообмана и лжи;
  • астея — на отрицание воровства;
  • апариграха — на уклонение от каких-либо даров и всего излишнего;
  • брахмачарья — на воздержание от чувственных соблазнов.

Роль Ниаямы

Роль ниаямы уже не в отрицании порочного, а в приятии добродетелей. Основных принципов тоже пять:

  • шауча призывает к внешней и внутренней чистоплотности;
  • сантоша — к положительным эмоциям, удовлетворенности жизнью;
  • тапас — к усердию, самодисциплине и самоограничению;
  • свадхьяя — к самопознанию, изучению трудов духовных наставников;
  • ишвара-пранидхана — к набожности, вере в Бога, посвящению себя ему целиком.

К дополнительным принципам ниямы некоторые другие источники относят:

  • сауманасью — благожелательность к окружающим;
  • нирагу— бесстрастность в выборе пути и следовании по нему;
  • ман-дхатару — вдумчивость;
  • авашу — независимость;
  • мантра-видью — знание мантр;
  • дамсанаванту — обладание сверхсилой;
  • нишпратидвандву — неимение противников.

Асана следует сразу за этическим комплексом аштанга-йоги. По сути, это дыхательная физкультура. Ее назначение — в управлении духовной энергией с помощью специфических физических нагрузок (асан), регулирующих физиологические процессы в организме. Путем воздействия на опорно-двигательную систему асаны тренируют и тонизируют мускулатуру.

Пранаяма продолжение асан

Пранаяма является физическим продолжением асан. Она умножает их силу и позволяет управлять уже не только собственным духом, но и первичной энергетикой всей Вселенной. На этой степени вырабатывается привычка контролировать дыхание и тем самым аккумулировать необходимую энергию для полноценной жизни. При этом дыхание тренируется на всех уровнях, начиная с поверхностного и заканчивая средним и глубоким.

Регулярное выполнение дыхательной физкультуры насыщает клетки мозга и всего организма кислородом. Происходит чистка всей системы дыхания. В результате мозг расслабляется, ум успокаивается и не отвлекается на мысли, которые не касаются йоги. Такого рода тренировки являются принципиально необходимыми. Без них невозможны переходы на вышестоящие ступени Аштанга-йоги.

На пятой ступени тренировок, пратьяхаре, практикующий перестает реагировать на все проявления внешнего мира: звуки, зрительные образы, тактильные и обонятельные ощущения. Он чувствует их, но не воспринимает, поскольку постоянно держит свой ум под контролем, и таким образом остается наедине со своим сосредоточенным на медитации сознанием.

Освоив пратьяхару, человек переходит своеобразный Рубикон, за которым пути к отступлению нет. Он уже не раб своего покоренного тела — его ум находится под контролем и способен к глубокой медитации.

Этот процесс запускается в сознании на следующей стадии йоги — дхаране. Она представляет собой умение концентрировать ум только в одном направлении без какого-либо отступления в сторону, демонстрируя безоглядную вовлеченность в предмет.

Дхарана предоставляет человеку возможность постичь свое «Я», открыть истинную природу вещей.

Дхьяна — более совершенная ступень дхараны. Процесс концентрации на одной мысли или предмете здесь происходит несколько дольше, но и сознание просветляется намного глубже и полней. В итоге в нем остается только собственное существование личности и объект ее медитации.

Самадхи есть высшая стадия восьмеричного пути, сверхсознание. На пике своего могущества мысль человека сливается с объектом созерцания. В этот момент она способна отражаться в нем, как в зеркале. Биологические потребности, время, пространство — все исчезает. Возникает ощущение полного счастья — нирваны.

Теория освобождения и карма

Карма в йоге — это определение судьбы, которая у каждого из нас слагается из целого ряда действий, произведенных или не произведенных в прошлом и влияющих на положение человека в настоящем и будущем. В переводе с санскрита это слово и означает «действие». Но поскольку в данном случае оно влияет как раз на судьбу, то в расширенном смысле карму правильней так и воспринимать.

Мысли, поступки, даже выраженные просто в словах, способны сотворить хорошую или плохую судьбу. Для йоги имеет значение только плохая карма, ибо она в основном препятствует достижению Самадхи и заставляет человека расплачиваться за свое негативное прошлое страданиями в настоящем. От нее нужно освободить человека, чтобы снова, как и при рождении, дать ему возможность стать счастливым.

Но где в человеческом организме находятся те центры, на которые должна воздействовать йога? Сутры Патанджали указывают на семь точек, расположенных вдоль человеческого тела, — чакры. Именно в них, по мнению автора «Йога-сутры», сосредоточено все зло и добро судьбы человека. Целенаправленно воздействуя на определенные точки, йога освобождает каждую из чакр от накопленного в ней негатива и способствует обновлению организма.

Этот процесс во многом схож с обычным обменом веществ, присущим человеческой физиологии. Особенность освобождения в йоге лишь в том, что она оперирует категорией не только материи (Пракрити), но и духа (Пуруши). Задача йоги заключается в освобождении Пуруши от Пракрити, которое в чакрах сковывает его свободу.

Заключение

Современная буддийская философия склонна видеть в «Йога-сутре» своеобразный научный трактат о смысле человеческой жизни. А что такое наша жизнь? По сути, это постоянное стремление к удовольствиям. Но они не могут быть бесконечными: даже приятные чувства всегда угасают. Причина тому — пресыщение, иначе говоря, усталость. Так возникает неудовлетворенность окружающим, а с нею — страдание. Чем сильнее было в прошлом удовольствие, тем мучительнее будет затем разочарование и негативнее карма, мешающая плодотворно жить.

Целью йоги является обретение знаний, прежде всего о себе, и развитие своих физических и духовных возможностей. Это позволит преобразить свою карму, а в конечном итоге и жизнь. Ибо только таким образом можно осознать свою божественную природу и достичь высшей цели йоги — нирваны, или самадхи.

mystroimmir.ru

В чём суть асан йоги?

Это очень важный вопрос, который отчего-то (похоже от недостаточной внимательности и чуткости) упускается почти каждым инструктором, особенно теми, которые на виду. И я здесь не исключение – я не идеален и порой сам это упускаю, но всё-таки смею себе в этом признаться и именно таким образом возвращаюсь к этому снова.

Что же является самым ценным в практике любых классических форм йоги, начиная от асан хатха-йоги и заканчивая пранаямой и медитацией?

Вопрос не простой, из-за множественных инсинуаций, цитат от авторитетных имён и древних правил с предписаниями, которые многими берутся на веру без должного исследования себя самих.

В действительности же вопрос до жути простой и рискну сказать, даже банальный.

Суть любых практик йоги во внимании, в простом присутствии. Всё.

И если эта простота вам ясна – дальше можно смело не читать. Вредно читать дальше в том числе и тем, у кого прямо сейчас поднимается волна сопротивления и протеста, поскольку с дальнейшим чтением эта волна только усугубится и вырастет в сущее цунами:)

Дело в том, что если вам знакомо настоящее присутствие, вам абсолютно точно знакомо, что простое внимательное присутствие в любой самой наипростейшей асане (например, в тадасане) – равноценно по эффективности и глубине самому наикрутейшему и наисложнейшему 2-3-часовому классу йоги, сочетающему как динамические связки, так и качественную статику. Точнее даже не равноценно, а гораздо более ценно по причине полного отсутствия каких бы то ни было микротравм в самом их потенциале.

По-настоящему внимательной тадасаны в 20-30-60 или 90 минут вполне достаточно, чтобы глубоко поработать, включить тело, привести всё что нужно в хороший тонус, а всё что нужно хорошенько расслабить.

Но что кроется за этими словами «внимательная тадасана»?

Ведь понять и протрактовать это словосочетание можно сотней и одним способом и каждый из вас, читая эти самые строки, наверняка как-то это уже успел понять, и наверняка как-то уникально, по-своему.

Этот момент нуждается в прояснении. Но поскольку в том, на что указывает слово «внимание», чётких рамок нет (а если вам кажется иначе, прямо сейчас, бросив статью, исследуйте смело на самих себе, что же такое – ваше собственное внимание), будьте готовы к намёкам и более тонким указателям.

Внимательная асана – это асана, вместе с которой вы пребываете по-настоящему внимательно.

Именно пребываете.

Именно по-настоящему.

И именно вы.

Пребываете по-настоящему, это значит кроме этой асаны для вас в этом самое мгновение больше ничего нет. Нет ни единой идеи, нет ни единой мысли, нет других людей, нет окружающего пространства, нет даже вас самих – есть только эта асана и всё что есть вместе с ней: и тело с его ощущениями, и дыхание, и звуки, и окружающее пространство и даже мысли, если они случаются.

Пребывать в асане – это значит пребывать так, будто ничего нет, но всё есть.

Ваше внимание должно быть при этом очень чутким, чувствительным, осознанным. Можно сказать ненаправленным никуда конкретно. Просто пребывающим.

Пребывающее внимание подобно лезвию бритвы – очень чуткое, чувствительное, алертное. Не сонное, не притуплённое, не ленивое и не усталое. Ничего не ждущее, никуда не стремящееся – целиком присутствующее в том, что есть, целиком осознающее всё, что есть, целиком обнимающее всё, что есть. Ничему не сопротивляющееся, всё без исключения включающее, готовое отдаться, по-настоящему довериться самому настоящему моменту.

Вам необходимо научиться чутко присутствовать со всеми неосознаваемыми моментами, пребывать без спешки и устремления, без попыток что-то улучшить, разрешить, поправить. Пребывать без цели, бессмысленно. Вы пребываете в асане так, будто в этом нет совершенно никакого толка или смысла, вам необходимо осмелеть бросить вечное устремление человека к толку, к целям, к смыслу.

Вы остаётесь в простом очень просто, как Винни-Пух – «просто так». Просто, но при этом чутко, внимательно.

Дело в том, что человек до определённого момента умеет трудиться в жизни только ради смысла, а отдыхать умеет только когда устал. Если смысл или выгода или надежда на какую-то грядущую выгоду из деятельности улетучивается, человек теряет интерес и разучается в этом искренне трудиться.

Здесь же нам с вами необходимо научиться прибывать вниманием в настоящем моменте по-настоящему трудолюбиво, при этом совершенно бессмысленно и бесцельно.

Пока такой логический парадокс не окажется вам знаком, «внимательная тадасана» случиться не сможет, но сама возможность остаётся, она есть для каждого и для каждой из вас.

Ничего сверхъестественного от вас не требуется, разве что проникнуться интересом к самим себе и стать одновременно внимательными, чуткими и трудолюбивыми без целей.

Фото: northcarolina_yogagirl/instagram.com

yogajournal.ru

основы теории йоги и в чем заключается эта ступень

Дхарана — исходная ступень Раджа-йоги. Создаются определенные условия для разума. Он должен сконцентрироваться в одном направлении, а не тратить энергию впустую на разные стороны. Главные условия выполнения медитации — глубокая вовлеченность и рефлексия. Ум должен быть направлен на объект концентрации.

Для сосредоточения на объекте используются различные медиативные методы.

Основная цель медитации заключается в стабилизации разума и сосредоточении его на определенном объекте.

На первых этапах избавиться от посторонних мыслей будет нелегко. На начальных этапах работы практика должна осваиваться в облегченном варианте. К примеру, можно использовать для концентрации черную точку на белом листе бумаги.

Основные направления медитации

После того, как ум достаточно укрепился и увеличил свою способность к концентрации, можно перейти на тонкие объекты (техники визуализации, мантры, дыхательные упражнения и т.д.). В работе нередко используются такие вариации медитации, как:

  • сосредоточение на кончике носа;
  • дхарана на зоне межбровья;
  • использование дыхания;
  • концентрация на одной чакре;
  • работа с мантрами.

Для того чтобы достичь успеха в медитации, достаточно выбрать одно направление для работы или использовать несколько излюбленных. Умение сосредотачиваться появляется с опытом. На первых этапах рекомендуется в день работать по 5 минут. Регулярное повторение упражнения способствует скорому освоению.

Наиболее популярна внутренняя йога на дыхании. Необходимо полное погружение в процесс. Лучше процедуру освоения начинать с наблюдения за практикующимися людьми.

Как достичь успеха в работе?

Медитация на обретение полной концентрации способствует расслаблению ума и тела. Выбирается асана, которая помогает перекрыть энергетические потоки и достичь спокойствия. Для подготовки к работе нередко используется тратака. Практикующий сосредотачивается на пламени свечи.

То есть, начало практики должно проводиться с занятия максимально удобной позиции. Требуется контролировать дыхание. Оно должно быть ровным и спокойным. На следующем шаге происходит успокоение чувств. Все посторонние мысли должны покинуть разум. Ум должен освободиться от влияния вритти и получить над ним контроль. Это шаблоны, которые обуславливают действия человека.

Человек должен почувствовать присутствие внутри себя Бога. Предметы материального мира и физическая оболочка становятся не важными для практикующего. Энергия постепенно нарастает и поднимается к высшим чакрам.

Всего существует пять Дхаран. То есть, проводится проработка всех пяти органов чувств — обоняния, вкуса, осязания, слуха и зрения. Как правило, первый этап является наиболее трудным. Необязательно научиться практиковать все пять аспектов. Достаточно прекрасно освоить один из них.

Главная составляющая работы — это основательное понимание всех своих переживаний и концентрация ума.

Так, достигается начальная стадия дхьяны. Практика помогает человеку в жизни найти истинный путь и разобраться в себе. На первых этапах могут возникнуть душевные переживания.

Они считаются признаком начала очищения и обретения повышенной чувствительности. На последней стадии у некоторых практиков повышается звуковая чувствительность.

Рекомендуется во время медитации воздержаться от чрезмерного общения с людьми, употребления пищи в большом количестве, повышенной нервной и мышечной напряженности. Это будет мешать работе и отсрочит достижение желаемого результата.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

E-mail

yogasam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *