Культура здорового образа жизни. Интересно о ЗОЖ
«Здоровый образ жизни» — сегодня очень популярное словосочетание, которое можно слышать часто. Многие люди считают, что они ведут здоровый образ жизни. А кто-то наоборот считает, что здоровый образ жизни — это крайность, фанатизм и так далее, и вообще «один раз живём», поэтому не нужно себе ни в чём отказывать.
Все точки зрения имеют право на существование, но тут важнее другое — какой результат получит по итогу каждый из нас. И можно заметить, что позиция «один раз живём» со всеми вытекающими из неё выводами чаще всего попросту нежизнеспособна. Человек, который считает здоровый образ жизни крайностью и стремится получить максимум удовольствий (просто не задумываясь о своём здоровье, потому что есть «дела поважнее»), как правило, приходит к довольно печальным результатам. Оправдывают свою позицию такие люди обычно тем, что «всё равно все умрём». Ну или рассказывают про плохую экологию, объясняя так, что, дескать, зачем вести здоровый образ жизни — всё равно ведь плохая экология вокруг.
Разумеется, никто не спорит с тем, что экология оставляет желать лучшего, и все мы рано или поздно умрём; но возникает вопрос — зачем же дополнительно ухудшать своё здоровье, тем самым быстрее приближая момент смерти?
Но даже это не самое главное. Самое главное — это качество жизни. Если человек ведёт нездоровый образ жизни, уже к 30‒40 годам организм начнёт давать сбои один за другим. Потому что традиционное питание, сидячий образ жизни, регулярное «умеренное питие», курение и так далее только в молодости проходят, как нам кажется, бесследно. Но токсины имеют свойство накапливаться в теле, и рано или поздно наступает «точка невозврата», когда здоровье подорвано уже настолько, что изменить что-либо крайне сложно. Но, как правило, «прозрение» не наступает даже тогда — человек уже чётко убедил себя в том, что экология всё равно плохая и быть насквозь больным человеком в 35–40 лет — это норма.
Здоровый образ жизни. Культура здоровья
Что же такое здоровый образ жизни? И почему часто здоровый образ жизни не приводит к здоровью? Потому что часто под здоровым образом жизни подразумеваются совершенно разные вещи, не все из которых приводят к здоровью.К примеру, одно из самых распространённых заблуждений — это концепция «умеренного пития». Человек, который употребляет алкоголь «чуть-чуть по праздникам» пребывает в полной иллюзии того, что он ведёт здоровый образ жизни. Но алкоголь вреден в любом количестве, в любом качестве, в любом виде. Поэтому алкоголь и здоровье — несовместимые понятия. Если присутствует одно, то чаще всего отсутствует другое. Алкоголь — это самый яркий пример. И даже если большинство людей всё-таки признаёт его вред, в обществе плотно укоренилась точка зрения, что во всём надо «знать меру», и если, дескать, «в меру», то вреда не будет. Можно ли говорить о том, что причинение вреда своему здоровью «в меру» это норма? Вопрос риторический.
Есть много аргументов в пользу употребления мяса, а ещё больше — аргументов против. Но есть простое правило здравомыслия — ничего слепо не принимать на веру, и ничего слепо не отвергать. Часто можно столкнуться с ситуацией, когда традиционно питающиеся люди, что называется, «с пеной у рта» на все лады ругают вегетарианство… даже ни разу не попробовав отказаться от мяса. Здесь вспоминается старый советский анекдот: «Не читал, но осуждаю».
Наслушавшись страшилок о вреде вегетарианства, люди нарушают сразу оба принципа здравомыслия, о которых сказано выше, — они слепо принимают на веру концепцию вреда отказа от мяса и слепо отвергают идею вегетарианства. Но лишь проверив что-либо на своём опыте, можно сделать полноценные выводы. И с высокой долей вероятности можно сказать, что, попробовав питаться без мяса, люди больше не захотят к нему возвращаться. Потому что жизнь без мясной пищи кардинально отличается от жизни с регулярным употреблением мяса.
Традиции здорового образа жизни
Таким образом, здоровый образ жизни — понятие очень и очень растяжимое. Человек, который регулярно ходит в спортзал с целью накачать мышцы, подвергает себя запредельным физическим нагрузкам, которые пагубно влияют на сердце и другие органы, а также сопровождает всё это действие высокобелковой диетой с целью нарастить мышцы любой ценой, вряд ли ведёт здоровый образ жизни. Но примерно такой образ «здорового человека» сегодня насаждается в обществе. И тут важен ещё мотив, с которым человек это делает. А мотив чаще всего весьма примитивный — понравиться окружающим людям. Нет, само по себе желание кому-то понравиться может и не столь деструктивное, но если человек тратит на это все свои силы, время, ресурсы, а самое главное — наносит вред здоровью ради этого, то такое поведение вряд ли можно назвать адекватным.
Поэтому в вопросе здорового образа жизни важны, в первую очередь, цели. А во вторую — здравомыслие. Если открыть десять — двадцать случайных страниц в интернете на тему здорового образа жизни, там можно встретить не только весьма сомнительную и противоречивую информацию, но и откровенную дезинформацию, запущенную в сеть с определёнными целями.
К примеру, с точки зрения некоторых диетологов, человек должен питаться пять раз в день, и как минимум два приёма пищи должны содержать мясо. Ждать нарушений в работе ЖКТ при такой нагрузке на наше пищеварение долго не придётся. Почему же продвигается эта информация? Просто потому, что так выгодно. С точки зрения настоящего здорового питания, есть нужно только тогда, когда ощущается голод, причём есть ещё «ложный» и «истинный» голод, но это отдельная тема. И любая пища, которая съедена без ощущения голода, превращается в отраву. Потому что если нет чувства голода, значит организм не готов к перевариванию пищи и не нуждается в ней. И в здоровом питании есть простое правило: «Переел — значит отравился». А приём пищи «по регламенту», а не потому, что есть потребность — это и есть настоящее переедание. Но дело в том, что если человек будет питаться только при чувстве голода, объёмы потребляемой пищи уменьшатся в разы. Выгодно ли это пищевым корпорациям? Вопрос риторический. Поэтому современная диетология и продвигает разного рода странные концепции.
Здравомыслие — это самая главная составляющая здорового образа жизни
Существует множество концепций и теорий о том, что приводит к здоровью, а что приводит к болезни. И часто эти концепции противоречат друг другу. Кто-то продвигает идею о том, что сыроедение — единственно адекватное питание, а варёная пища — чуть ли не яд. Кто-то наоборот говорит, что без мяса человека ждут мучительные болезни. Определить, кто прав, а кто заблуждается, очень сложно.
Во-первых, потому что результат той или иной концепции, которой придерживается человек, может быть виден лишь спустя годы. А во-вторых, правых и неправых тут в принципе быть не может, потому что каждый организм индивидуален, и что будет хорошо для одного, то будет смертельно для другого.
Как же определить, какой образ жизни является на самом деле здоровым? В первую очередь — личный опыт. Понятное дело, что не всё нужно им проверять. Есть вещи, которые объективно вредны, такие как наркотики, к примеру; и опыт всех наркоманов свидетельствует о том, что наркотики приводят только к разрушению.
Что же касается более неоднозначных вещей, то следует всё проверять на личном опыте, но перед этим можно понаблюдать за теми людьми, которые придерживаются тех или иных теорий. К примеру, люди, которые отказались от алкоголя, чаще всего более адекватны, приятны в общении, у них более гармоничная и успешная жизнь. А люди, отказавшиеся от мяса, чаще всего меньше болеют. И, опираясь на такие наблюдения, уже можно решить, стоит ли проверять ту или иную теорию на своём опыте или нет. Если вы видите, что большинство людей, которые придерживаются какой-либо теории, стали более счастливыми и здоровыми, значит, стоит попробовать.
Что же касается целей здорового образа жизни, тут тоже всё индивидуально. Важно понимать, что здоровое тело — это не какой-то культ, которому следует поклоняться. Часто можно видеть такую ситуацию, когда человек высшей целью жизни поставил здоровье, весь свой режим дня под это переделал и все его мысли направлены только на то, что когда скушать, когда сделать зарядку и так далее. Всё это, конечно, очень здорово, но когда этому посвящается всё время, то теряется смысл. Здоровое тело — это лишь инструмент для гармоничной жизни, но никак не самоцель.
Развитие культуры здорового образа жизни
Итак, учимся постепенно проявлять здравомыслие. Наблюдаем за теми, кто на пути к здоровью продвинулся дальше нас, делаем выводы и стараемся учиться на чужих ошибках. Но не забываем совершать и свои. Потому что окончательно что-то принять или отвергнуть можно только через личный опыт, чтобы не было, как в упомянутом выше анекдоте. И тем, что работает, уже можно поделиться с другими. Но тут важно избегать фанатизма.
Порой, когда человек что-то испытал на своём опыте и увидел, что это эффективно, он впадает в иллюзию, что его опыт может быть полезен всем; и в случае со всеми сработает то, что было эффективно в его случае. Важно понимать, что ваш опыт — это только ваш опыт. И в случае с другим человеком это может не сработать.
К примеру, то же сыроедение — кому-то может принести абсолютное здоровье, а кому-то, напротив, его подорвать. Не существует единственно верной формулы здоровья для всех. Да, есть какие-то общие рекомендации. И главная рекомендация для здорового образа жизни примерно такая: здоровый образ жизни — это, в первую очередь, отказ от насилия как над собой, так и над окружающими. И если будет соблюдаться это, то жизнь будет гармоничной и здоровой; или, по крайней мере, вы будете стремиться к таковой. И это уже хорошее начало для перемен в вашей жизни к лучшему.
www.oum.ru
Статья на тему: КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. статья
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Золотых Любовь Вячеславовна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №11»
Здоровье среди жизненных ценностей человека, несомненно, занимает важную составляющую счастья. Сегодня существует целый ряд определений здоровья человека, которые, как правило, содержат пять критериев: отсутствие болезни; нормальное функционирование организма в системе “человек – окружающая среда”; полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие; умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде; способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
В обобщенном виде здоровье можно определить, как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности для полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благополучие. Смысл слова благополучие в “Словаре русского языка” (автор С.И. Ожегов) определяется как “спокойное и счастливое состояние”, а счастье – как “чувство и состояние полного высшего удовлетворения”. Исходя из этих понятий, сделаем вывод: здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается благополучие и счастье.
Каждый заинтересован в своем благополучии и счастье, которые непосредственно связаны с постоянным сохранением и укреплением здоровья, следованием правилам здорового образа жизни. Достичь благополучия можно только через труд, направленный на расширение духовных, физических и социальных возможностей. Это, прежде всего постоянное повышение знаний об окружающем мире и роли человека в нем, совершенствование духовных и физических возможностей.
В этом положении нет чего-то нового и необычного. Подтверждением ему служат высказывания древнеримского политика и оратора Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до н. э.) В его трактате “Об обязанностях” говорится: “Обязанности мудрого – заботиться о своем имуществе, не совершая ничего противного обычаям, законам и установлениям; ведь мы хотим быть богаты не только ради себя, но и ради детей, родных и друзей, а особенно ради государства; ведь средства и достояние отдельных лиц составляют богатства гражданской общины”. Необходимо также подчеркнуть, что здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но прежде всего общественной.
Общественное здоровье представляет собой социально-политическую и экономическую категории, которые характеризуют жизнеспособность всего общества как социального организма. Оно складывается в конечном итоге из здоровья всех его членов. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека неразрывно взаимосвязаны, и одно зависит от другого. Вот почему в нашей школе уже на протяжении долгого времени ведется работа по здоровьесбережению всего коллектива и каждого в частности. В школе ежемесячно организуются Дни здоровья, общешкольные и классные родительские собрания по данной проблеме, педагоги участвуют в массовых муниципальных спортивных мероприятиях. Семья Котеневых из 3 класса регулярно является призером муниципального конкурса «Самая спортивная мама». Но все это напрямую зависит от индивидуального здоровья каждого.
Индивидуальное здоровье – это здоровье человека в отдельности. Поэтому очень важно педагогу вести работу по формированию здорового образа жизни в классе. Для чего необходимо вовлекать в оздоровительную деятельность каждого ребенка, учитывая индивидуальные возможности. С этой целью как классный руководитель провожу беседы, классные часы. Один из интересных классных часов был посвящен здоровому питанию, где дети активно соревновались, дискутировали, рисовали. Важно отметить, что все мероприятия в начальной школе провожу с применением наглядности. Так среди дидактического материала созданы презентации: «Здоровое питание», «Закаливание младшего школьника», «Витамины» и т.д. Ученики активно участвуют в акции «Молоко и мед Белогорья – залог отличного здоровья». Все ребята из класса получают полноценное горячее питание, организация которого полностью зависит от классного руководителя.
Здоровье касается всех аспектов жизни человека, а не только его физической формы. Духовная и физическая составляющие – две неотъемлемые части человеческого здоровья. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, физическое – тела. Недаром мы говорим, повторяя слова поэта: “Душа обязана трудиться”. “Нужно приучить душу не поддаваться несчастьям и брать верх над ними, преподать ей правила добропорядочной жизни и добропорядочной веры, нужно как можно чаще тормошить ее и натаскивать в этой прекрасной науке”, – писал французский философ Мишель Монтень (1533–1592). Разум – это способность познавать окружающий мир и себя. С его помощью человек анализирует происходящие события и явления, прогнозирует наиболее вероятные события, оказывающие основное влияние на жизнь. Можно сказать, что разум – это модель (программа) поведения, направленная на решение поставленных задач, защиту своих интересов, жизни и здоровья в реальной окружающей среде. Чем выше интеллект, чем достоверней прогноз событий, чем точнее модель поведения, чем устойчивей психика, тем выше уровень духовного здоровья.
Так как духовное здоровье соотносится с разумом, интеллектом, эмоциями, то для его укрепления, как учитель начальных классов на всех уроках провожу динамические паузы, слежу за сменой видов деятельности во время урока, организую экскурсии. Например, ученики класса вместе с родителями побывали на экскурсии в Свято – Троицком Холковском мужском монастыре. Ребята посетили храм Донской иконы Божьей Матери. Поднялись по ступенькам к храму Святого равноапостольного князя Владимира. С высоты ребята увидели раздолье полей, лес, реку Оскол, степь и высокие холмы, напоминающие горы. Детей поразила красота этих мест, но более всего по-особому они ощутили тишину и душевный покой. Далее ребята спустились на глубину 13 метров в Свято-Троицкий пещерный храм. Увидели подземные переходы, кельи монахов, поставили свечи — прикоснулись к величайшей святыне. На память о поездке сфотографировались, испили воды из святого источника.
Социальное здоровье отражает связи внутри общества, материальное обеспечение, межличностные контакты. Каждый раз, набирая первый класс, уделяю большое внимание межличностным отношениям в классе. С этой целью провожу социометрическую диагностику и по результатам выстраиваю индивидуальный маршрут помощи детям. Здесь вовлекаю ребят в различные мероприятия, устраиваю посиделки, дни именинника, совместные развлечения с родителями. Как правило, все это способствует укреплению дружеских отношений в классе, дети учатся находить общий язык с родителями и педагогами. И все получают массу положительных эмоций.
Стоит отметить, что духовное здоровье обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий. В немалой степени духовное здоровье обеспечивается верой. Во что верить и как верить – это дело совести каждого.
Физическое здоровье – это способность тела реализовывать разработанную программу и иметь своего рода резервы на случай непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Оно обеспечивается физической активностью, рациональным питанием, закаливанием организма и его очищением, рациональным сочетанием умственного и физического труда, умением правильно выбрать время и вид отдыха, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков. Артур Шопенгауэр считал, что, прежде всего мы должны стараться сохранить хорошее здоровье. Он писал: “Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее – усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры” (“Афоризмы житейской мудрости”).
В связи с этим, нельзя не отметить уроки физической культуры, где ребята играют в подвижные игры, соревнуются в эстафетах, выполняют ритмические упражнения и т.д. Здесь очень важно, чтобы каждый улыбался, наслаждался и сохранял желание заниматься спортом, что реализую через поощрения и награждения каждого ребенка.
Человек ответствен за свое здоровье и благополучие. Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия – это непрерывный процесс, который подразумевает определенную жизненную позицию и поведение.
Духовное и физическое начала в человеке взаимозависимы, и каждый из нас отвечает за то, чтобы стать здоровым и телом, и душой. Академик Н.М. Амосов в книге “Раздумья о здоровье” отмечает: “В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.
Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней”.
Литература:
- С.И. Ожегов, Толковый словарь русского языка
- Марк Туллий Цицерон Книга 1 Философские трактаты «Об обязанностях»
- Мишель Монтень. Опыты, том 1
- Николай Михайлович Амосов. Моя система здоровья
- Амосов Н. Природа человека. – Киев, 1983.
- Н.М. Амосов «Раздумья о здоровье»
- Артур Шопенгауэр «Афоризмы житейской мудрости»
nsportal.ru
Проект «Культура здорового образа жизни»
МБОУ «ОО Знаменская школа»
ПРОЕКТ
(по биологии и литературе)
«КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
Выполнили: учащиеся 6 класса
Проверил:
Кондратенко В.В.
село Знаменка, 2016
1. Значение слова «культура» в разных словарях …………………….4
2. Что такое здоровый образ жизни …………………………………….5
3. Советы специалистов о культуре здорового образа жизни…………6
4. Пословицы и поговорки о культуре здорового образа жизни……..7
5. Важность пропаганды культуры здорового образа жизни………….8
Заключение……………………………………………………………….…8
Литература…………………………………………………………………10
Приложение………………………………………………………………..11
Введение
Здоровый образ жизни – важнейшее условие здоровья любого человека. Соблюдение здорового образа жизни особенно актуально в детском и подростковом, возрасте, когда психика и тело еще только формируются. На здоровье человека оказывает влияние целая группа различных факторов – это и наследственность — 10 %, экологическая обстановка – 20 %, уровень развития медицины – 10 %, несчастные случаи – около 10 %. Но наиболее существенным фактором является образ жизни, которого придерживается человек. Это 50 %. К счастью, это именно та область, которую мы в силах регулировать сами. Как показывает статистика, за время обучения в школе более 50 % детей приобретают то или иное хроническое заболевание и только 10% выпускников полностью здоровы.
Уберечь себя от заболеваний и сохранить самое дорогое, что у него есть — здоровье – вполне по силам и самому школьнику. Нужно лишь понимать важность этой проблемы и действовать грамотно и продумано, прислушиваться к советам как врачей, так и родителей, педагогов.
Цель проекта: изучить составляющие понятия «культура» здорового образа жизни.
Задачи:
1) найти в справочной литературе значение слова «культура» в разных словарях;
2) разобраться, что такое здоровый образ жизни;
3) узнать советы специалистов о культуре здорового образа жизни;
4) собрать пословицы и поговорки о культуре здорового образа жизни;
5) узнать методы пропаганды культуры здорового образа жизни;
6) сделать выводы, подготовить презентацию и защитить проект.
Значение слова «культура» в разных словарях
КУЛЬТУРА(от лат. cultura — возделывание) – совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей, функционирующих в качестве искусственных средств человеческой жизнедеятельности.
Краткий словарь философских терминов
Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) —Культура является предметом изучения истории, искусствознания, лингвистики, политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.
Википедия
Культура — (от лат. cultura — возделывание — воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей.
Энциклопедический словарь
1. Только ед. ч. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе.
2. То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-н. эпоху, у какого-н. народа, класса.
3. Разводимое, культивируемое растение (с.-х.).
4. Лабораторное выращивание бактерий; полученная таким путем колония бактерий (бакт.).
5. Перен., только ед. ч. Усовершенствование, высокое развитие. Н-р: Актеру требуется культура голоса, движений, физическая культура. (спорт и гимнастика).
Словарь Ушакова
Что такое здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни отдельного человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни: «здоровый образ жизни – это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно – религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках отпущенной Господом земной жизни».
Но основные элементы ЗОЖ примерно одни и те же:
Советы специалистов о культуре здорового образа жизни
10 советов здорового образа жизни, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни. Следуя им, можно продлить и сделать приятной нашу жизнь до почтенного возраста.
1 совет: разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.
2 совет: найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет выглядеть моложе.
3 совет: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность есть слишком мало.
4 совет: меню должно соответствовать возрасту. Печень, орехи, рыба сдерживают появление первых морщинок. Содержащийся в почках и сыре селен способствует снятию стресса. Особенно полезна рыба: защищает сердце и кровеносные сосуды.
5 совет: имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь поможет подсознательно сформировать цель.
6 совет: укреплению иммунной системы способствует гормон счастья (эндорфин), который вырабатывается в организм, когда человек кого-то любит.
7 совет: спать лучше в прохладной комнате (при температуре 17-18 градусов), это способствует сохранению молодости.
8 совет: чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь.
9 совет: периодически балуйте себя: иногда позволяйте себе вкусненькое.
10 совет: не всегда подавляйте в себе гнев. Иногда полезно и поспорить.
Существует определённый закон труда, который известен многим. Людям занятым физическим трудом, необходим отдых, который не будет связан с физической активностью, и лучше, если во время отдыха будут проведены умственные нагрузки. Людям, работа которых связана с умственной деятельностью, полезно во время отдыха занимать себя физической работой.
Пословицы и поговорки о культуре здорового образа жизни
Веками из одного поколения в следующее поколение передавались о здоровом образе жизни пословицы и поговорки. Они были актуальные раньше и сейчас не утратили своей значимости. Удивительно, как все точно подмечено о здоровом образе жизни и сохранено до наших дней и, естественно, обязательно будет передано следующим поколениям.
Баня — мать наша: кости распаришь, все тело поправишь.
Береги платье снову, а здоровье с молоду.
Болен — лечись, а здоров — берегись.
Больному и мед не вкусен.
Больному и золотая кровать не мила.
Здоровый нищий счастливее больного короля.
Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
В здоровом теле здоровый дух.
В грязи жить — чахотку нажить.
Все здоровые люди любят жизнь.
Где здоровье, там и красота.
Где всё просто, там живут лет по сто.
Горьким лечат, а сладким калечат.
Дал бы бог здоровья, а счастье найдем.
Двигайся больше — проживешь дольше.
Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — многое потерял, Здоровье потерял — все потерял.
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
Добрым быть — долго жить.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Если хочешь быть здоров — закаляйся.
Кто долго жуёт, тот долго живёт.
Если не бегаешь пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.
Ешь, но не жирей – будешь здоровей.
Закаляй свое тело с пользой для дела.
Затхлый воздух и грязная вода для здоровья беда.
Здоров будешь — все добудешь.
Здоровому все здорово.
Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово.
Здоровье — всего дороже.
Здоровье дороже денег, здоров буду и денег добуду.
Кто спортом занимается, тот силы набирается.
Кто много лежит, у того бок болит.
Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.
Важность пропаганды культуры здорового образа жизни
К культуре здорового образа жизни нужно приобщаться как можно раньше. Это является важным фактором здоровья: повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний. Никто не скажет, что это плохо. Значит ЗОЖ нужно пропагандировать среди всех слоёв населения.
Методы пропаганды:
Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод. Он включает, например, лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины.
Метод печатной пропаганды. Он включает статьи, санитарные листки, памятки, листовки (Приложение 1), стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги.
Наглядный метод — красочная публикация наглядной информации о здоровом образе жизни: фотографии, рисунки, схемы, таблицы, диаграммы и т.д., а также личный пример известных людей, выдающихся личностей, старших братьев, сестёр, родителей, учителей и т.д.
Комбинированный метод — метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы. Это фильмы, клипы, спектакли, инсценировки, презентации (приложение 2), проекты и т.п.
Культура здорового образа жизни – это спорт, музыка, походы, экскурсии, посещение выставок, коллективные обзоры печатных изданий медицинской направленности, уроки здоровья, дни здоровья, часы размышлений и мн.др.
Заключение
Выводы:
Во всех словарях есть указания на то, что слово «культура» от лат. cultura —возделывание, воспитание и обязательно есть указание, что это определённый вид ценности.
Здоровый образ жизни – это не только забота о физическом состоянии тела, но и гармония души и тела.
Советы специалистов о культуре здорового образа жизни объединяют физические нагрузки, умственные упражнения, правильное питания в разумных дозах, позитивный настрой.
Пословицы и поговорки, которые, как известно, возникли ещё до появления письменности, говорят о том, что наши предки уже тогда понимали, что «наше здоровье в наших руках» и стремились это передать своим детям.
Методы пропаганды культуры здорового образа жизни, указанные выше, ориентированы на все слои населения, они просты и всем доступны.
В нашей презентации мы решили не дублировать работу над проектом, а включили тесты, вопросы викторины. Ответы на них подтверждают теоретические материалы.
Итак, культура здорового образа жизни личности – это часть общей культуры человека. Она отражает его физическое и душевное состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, приобретенных в результате воспитания, самовоспитания, образования, самообразования, воплощенных в ежедневной жизнедеятельности, а в конечном счёте в физическом и психофизическом здоровье.
Литература:
1. Артемьева, Т. Вне зависимости / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – № – С. 64-71. О культуре здорового образа жизни.
2. Артемьева, Т. Система Амосова / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – № 1. – С. 32-39. О системе оздоровления.
3. Васильева, Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. – 2010. – № 11. – С. 3.
4. Веч, Г. «Защитить сердцем» / Г. Веч // НаркоНет. – 2010. – № 6. – С. 48-49. Профилактика наркомании.
5. Володина, Т. Кабачок против табачка: Зима лучшее время бросить курить / Т. Володина // Российская газета. 2010. – № 29. – С. 21.
6. Генеральная уборка организма // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 20-24.
Очищение организма.
7. Гликман, И. З. Наша школа: от старой к новой / И. З. Гликман // Народное образование. – 2010. – № 1. – С. 32-38. Здоровье школьников.
8. Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в школе / Н. А. Горохова // ОБЖ. – 2010. – № 7. – С. 33-38. Здоровье учащихся.
9. Дичев, Т. Осторожно дети! / Т. Дичев // Спортивная жизнь России. – 2009. – № 10. – С. 19-21. О влиянии компьютеров и телевидения на здоровье детей и подростков.
10. http://www.zdorovajaplaneta.ru/zdorovyj-obraz-zhizni-zozh/
11. http://stanzdorovei.ru/zdoroviie-obraz/statya-na-temu-zdorovyj-obraz-zhizni.html
12. http://zozhlegko.ru/
Приложение 1
Пищевые добавки:
Опасные – Е102, Е110, Е120, Е124, Е127.
Подозрительные – Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477.
Ракообразующие – Е131, Е210-217, Е240, Е330.
Вызывающие расстройство кишечника – Е221-226.
Вредные для кожи – Е230-232, Е239.
Вызывающие нарушение давления – Е250, Е251.
Провоцирующие появление сыпи – Е311, Е312.
Повышающие холестерин – Е320, Е321.
Вызывающие расстройство желудка – Е338-341, Е407, Е450, Е461-466
Приложение 2
Тест «Твоё здоровье» (страницы 2-4 презентации)
1. У меня плохой аппетит.
2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
3.Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
5. Я почти не занимаюсь спортом.
6. В последнее время я несколько прибавил в весе.
7. У меня часто кружится голова.
8. В настоящее время я курю.
9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения
Результаты теста:
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам нужно немедленно изменить свои привычки, иначе…
infourok.ru
Статья «Культура здорового образа жизни»
«Культура здорового образа жизни» — педагогический опыт.
Учитель начальных классов Удовыченко Людмила Николаевна.
Одной из важнейших задач современного школьного учреждения является формирование здорового образа жизни и воспитание сознательного, ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья у дошкольников. Научить культуре здорового образа жизни, воспитать ответственное отношение дошкольников к своему здоровью обязаны не только педагоги, но и родители. В решении этих оздоровительных задач особое значение имеет целенаправленно организованная просветительная и физкультурно-оздоровительная работа с активным участием родителей, воспитателей и медицинских работников.
Сохранять и улучшать здоровье — огромная каждодневная работа, начиная с самого рождения. В современном обществе остро стоит вопрос о воспитании здорового ребенка. Здоровье — важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей. В связи с вышесказанным необходимо разнообразить формы и методы работы с семьей, совершенствовать знания и умения родителей по формированию культуры здорового образа жизни.
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
Понятие здоровья формировалось на протяжении столетий. Вначале это понятие в основном соотносилось с физическим состоянием человека, но затем, по мере развития общества и различных наук, наполнялось новым содержанием. В настоящее время понятие здоровья соотносят с психическим состоянием человека, его образом жизни, а так же уровнем духовного развития. В современном мире сохранению здоровья уделяется особое значение.
Культура здорового образа жизни — это культура жизни человека, направленная на профилактику болезней и укрепление здоровья. В узком смысле: культура здорового образа жизни — это распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья.
В связи с этим, проблема сохранения здоровья школьников и воспитания культуры здорового образа жизни у детей представляет особый интерес для исследователей.
Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в работах Н.П. Абаскаловой, Н.М. Амосова, В.К. Бальсевича, И.И. Брехмана, М.Я. Виленского, Г.К. Зайцева, А.Г. Комкова, Г.М. Соловьева, Л.Г. Татарниковой, О.Л. Трещевой и др.
Актуальной задачей физического воспитания, — говорится в Концепции, — является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей школьного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узко медицинским и узко педагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребёнка в учреждении школьного образования .
Ситуация со здоровьем детей продолжает оставаться главной стратегической проблемой в области образования. Серьезную озабоченность вызывает рост детей с ослабленным соматическим и психоневрологическим здоровьем. (Л.И. Губаева, В.Ф. Вишнякова, С.С. Зверева, Д.М. Рудьева).
Социально-генетические, эпидемиологические, клинико-социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здорового образа жизни его самого. По данным Ю.П. Лисицина, Ю.М. Комарова и других отечественных ученых, образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50-55% удельного веса всех факторов, обусловливающих здоровье населения.
Эффективность творческой, преобразующей профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем человека, основы которого Закладываются на ранних этапах индивидуального развития. Но для сохранения здоровья на долгие годы, кроме здоровой наследственности, необходим целый комплекс мероприятий, включающий физическую культуру (с достаточной двигательной активностью, закаливанием и др.), рациональный режим труда, отдыха, питания, отказ от вредных привычек, то есть весь комплекс составляющих здорового образа жизни.
Главным результатом культуры здорового образа жизни является высокий уровень здоровья, умственной и физической работоспособности, психоэмоциональная устойчивость и способность противостоять разнообразным стрессовым факторам, неблагоприятным экологическим и внешнесредовым воздействиям.
Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей.
История отечественного и зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения рассматривалась по-разному.
В средневековую эпоху задачи воспитания сливались с задачами оздоровления души, но в трудах философов-богословов встречались редкие для того времени советы гигиенического характера, рекомендации по укреплению здоровья детей (А. Августин, С. Боэций, И. Златоуст и др.).
Следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровье сберегающих форм жизнедеятельности человека — здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста. На формирование системы знаний и умений в области познания ребенка самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей.
Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья психической устойчивости, физическому развитию подготовленности человека. Эффективность творческой, профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем человека.
Анализ литературы свидетельствует, что недостаточно проработаны педагогические модели формирования культуры здорового образа жизни детей школьного возраста .
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.).
Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни — процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания[1].
Основными направлениями деятельности системы образования в данной области явились:
-уточнение понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни;
-исследование состояния здоровья детей школьного возраста и определение основных групп факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья ребенка;
-выявление и исследование проблем формирования культуры здорового образа жизни;
-создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья детей.
Здоровый образ жизни — категория экобиосоциальная, интегрирующая биологические, социальные и экологические представления о здоровье человека и его жизнедеятельности, поскольку физическое благополучие зависит не только от наследственности и количества внимания к здоровью ребенка со стороны родителей и врачей, но и от влияния экологических факторов, от степени гармонизации взаимоотношений ребенка с внешней социальной и экологической средой.
В основе понятия «культура здорового образа жизни» лежит понятие «образ жизни», которое представляет собой биосоциальную категорию, определяющую наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, рассматривающийся в единстве с природными и социальными условиями. В понимание здорового образа жизни существенный вклад вносит концепция самосохранительного поведения. В ее основе лежит идея А.И. Антонова о том, что человек сознательно меняет себя, благодаря познанию себя и окружающего мира. Эта потребность саморазвития позволяет самоопределиться и самореализоваться в создаваемой им культуре .
В педагогической литературе здоровый образ жизни стал предметом специального исследования многих авторов. Мы установили, что большинство исследователей придерживаются расхожего мнения о том, что здоровье — это следствие и результат здорового образа жизни, являющегося доминирующим фактором, определяющим состояние здоровья человека. Здоровый образ жизни школьника определяется как характеристика его личности, которая включает в себя знания и представления о здоровье как жизненной ценности человека, сформированные привычки и мотивацию своего поведения как здорового человека, умения и навыки здоровьесозидающего поведения на основе постоянной двигательной активности, неприятие вредных привычек.
По существу, здоровье во многом зависит от образа жизни. Здоровый образ жизни, как необходимое, но не достаточное условие, предполагает отсутствие вредных привычек. Кроме того, главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Было установлено, что понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели, ценности и т.д. [21]
Особенности формирования у ребенка культуры здорового образа жизни
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей школьного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно.
Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
Итак, отношения школьного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости . Одной из основных задач , педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между учителем и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.
infourok.ru
Формирование культуры здорового образа жизни
Когда человек приходит в этот мир, он, как правило, полностью здоров. Малыш растет и крепчает под внимательной заботой и опекой родителей. Если родители здравомыслящие, то они стараются закалять малыша, заботиться о его правильном физическом развитии. Тогда почему так мало здоровых людей в возрастной категории 18-30 лет? Оказывается, быть здоровым – это не удачное стечение обстоятельств, а результат стойкой жизненной позиции.
Что такое ЗОЖ?
Помимо того, что ЗОЖ – это аббревиатура здорового образа жизни, это еще и особый образ жизни. Это не просто пафосный статус, это система жизненных норм и правил, которая дарит своим последователям хорошее самочувствие, крепкое здоровье и привлекательный внешний вид. ЗОЖ не похож на недельные диеты – это особый стиль жизни, имеющий свои правила и особенности. Многие считают, что такая жизнь – удел только профессиональных спортсменов, танцовщиц, фитнес-моделей. Мало того, некоторые ее считают грустной и унылой, однообразной и серой. Но сейчас есть возможность с легкостью развеять все заблуждения.
Начнем с «трех китов», на которых и держится здоровый образ жизни:
- Физическая активность;
- Режим жизнедеятельности;
- Система питания.
Кроме них еще и важно учитывать фактор вредных привычек – их не должно быть по определению. Каждый из этих компонентов является часть единого образа существования, исключение даже одного из них уже не дает возможности назвать такой образ жизни здоровым. Теперь по порядку о каждом из них.
Важность физической активности
Для примера, стоит обратить внимание на тех же детей – они не могут долго сидеть на месте, в них есть жажда движения. Со временем нормы поведения и гиперопека старших приучает молодой организм сидеть ровно и неподвижно во избежание травм и косых взглядов окружающих. И эта потребность в движении угасает, мышечный тонус слабеет и начинается развитие патологий осанки, сосудистые заболевания и прочие радости гиподинамии (недостатка движения). Поэтому большинство взрослых, принимая решение о сохранении своего здоровья, должны вновь воспитывать в себе потребность в движении. Почему же физическая активность настолько важна, что заложена самой природой? Ответ на этот вопрос заключается в следующем:
- Регулярная двигательная активность улучшает кровообращение и улучшает работу сердечно-сосудистой системы;
- Увеличивает насыщаемость крови кислородом;
- Способствует выработке «гормонов счастья», что служит причиной хорошего настроения и профилактикой депрессий;
- Поддерживает мышечный тонус и четкие очертания фигуры;
- Повышает самооценку.
Помимо этого существует еще много положительных сторон, и у каждого они могут отличаться. Главное – это регулярность занятий, что и позволит не только получать от этого результат, но и сформировать ту заветную потребность в движении. Но на одном спорте далеко не уедешь.
Человек то, что он ест
Да, именно о питании пойдет речь далее. Здесь можно написать целую книгу, но это для заинтересованных. Хотя в общих чертах принципы питания в системе здоровой жизни таковы:
- Баланс – соблюдение соотношения белков, жиров и углеводов. Для здорового человека, не преследующего стать чемпионом по бодибилдигу, он имеет пропорции приблизительно 30%-20%-50% соответственно. При этом общий объем калорий должен покрывать суточные энергозатраты организма. Так здоровый человек не станет анорексичным;
- Чистота – соблюдение не только правил гигиены питания, но и проявления заботы об отсутствии в тарелке канцерогенов, ГМО (пока еще не доказана безопасность), трансжиров, нитратов и прочих «благ цивилизации», не присущих органичному питанию;
- Дробность – кушать нужно не менее трех (плюс два перекуса) – пяти раз в день. Можно и чаще – каждые два часа – небольшими порциями. Это не позволит чересчур оголодать и переесть на почве этого, плюс ускорится метаболизм;
- Сдержанность – разумное потребление пищи, в том числе лакомств, позволит не только получать гастрономическое удовольствие, но, в то же время, и не наносить ущерба здоровью.
Здесь, как и в спортивных занятиях, важен принцип регулярности – эти правила должны выполняться каждый день, а не раз в неделю с особой фанатичностью. Теперь, чтоб организовать хорошую скоординированность активности и питания, нужно построить режим.
Почему так важен режим?
Дело в том, что человеческий организм быстро привыкает к повторяющимся действиям, обстоятельствам и событиям. Поэтому те, кто регулярно встают в одно и то же время по будильнику, со временем начинают просыпаться и без его участия. Это правило работает почти для всех систем: к началу приема пищи желудок начинает выделять пищеварительные ферменты и соки, ко времени отхода ко сну – начинает расслабляться и позволяет быстро заснуть, к моменту тренировок – мобилизуется энергетический потенциал. Такая слаженная система работы не только упрощает жизнь, но и улучшает результат регулярных занятий и соблюдения питания. При составлении распорядка дня необходимо выделить достаточно времени на сон, активность, досуг. Стремление придерживаться его позволит быть более организованным и пунктуальным, даже можно обнаружить массу свободного времени, которое раньше уходило «в никуда» или просто на бесполезные занятия. Многие обыватели утверждают, что такая рутина – удел затворников и социопатов, но это вовсе не так.
Скучна ли жизнь «ЗОЖника»?
Именно так называют людей, ведущих здоровый образ жизни, и их жизнь нельзя назвать скучной или бледной. На самом деле при занятиях спортом можно найти много единомышленников. Общаться с ними можно не только в спортзале. Ведь есть еще кино, кафе (Да-да! Просто не надо заказывать там все самое жирное и калорийное, салаты тоже в меню имеются) и масса других мест совместного досуга. А можно еще устраивать товарищеские соревнования, игры, совместные пробежки и постановки личных рекордов. Для того, чтобы испытать радость общения совершенно необязательно торчать полночи в клубе с бокалом напитка сомнительной пользы, лучше выбирать круг общения сопоставимый с целями и жизненными ценностями.
growfood.pro
два кита, на которых держится жизнь
Здоровье – это бесценный ресурс, данный человеку природой. Чтобы сберечь его, необходимо задумываться о правильном образе жизни, полезных и здравых привычках, активной позиции, рациональном питании, а также о содержании своей души в чистоте, о внутреннем свете и гармонии. Однако основной составляющей сохранения здоровья, безусловно, является правильно составленный рацион.
Ежедневно мы, не задумываясь, кладём в рот множество химических соединений, минералов и прочих веществ. Одни из них несут несомненную пользу, другие – наоборот, вредят, а третьи балластом оседают в организме, не принося ничего, кроме временного насыщения. Именно поэтому здоровое питание как составляющая здорового образа жизни занимает первостепенные позиции: от того, насколько сбалансированно составлен рацион, зависит запас жизненных сил, энергии, да и качество жизни в целом. Беспорядочное, избыточное или, наоборот, недостаточное меню может разрушить организм в считанные недели, не говоря уже о хроническом нарушении питания. Поэтому стоит рассмотреть этот вопрос более детально.
Культура питания как составляющая здорового образа жизни
Говоря о культуре питания, мы подразумеваем не только правильно выбранные и приготовленные продукты, но и здоровое отношение к еде, от которого напрямую зависит состояние ЖКТ и организма в целом. Если не превращать пищу в единственный смысл жизни, не поддаваться чревоугодию, а относиться к ней здраво и с должным вниманием, можно не только поддерживать тело здоровым, но и сохранять светлость ума, чистоту души и моральное здоровье.
Итак, из каких критериев состоит культура питания? Давайте рассмотрим каждый из них в отдельности, чтобы составить ясную картину.
Рациональный режим
Культура питания как составляющая здорового образа жизни невозможна без грамотно составленного рациона. Постоянная загруженность, тотальная нехватка времени и сил на то, чтобы приготовить что-нибудь вкусное и полезное, вовремя покушать и потом не «кусочничать», привносят в питание хаос и нездоровые привычки. В большинстве случаев всё складывается безрадостно: завтрак заменяется спешкой на работу, обеденный перерыв – неотложными служебными делами, ну а на ужин съедается всё то, что было рассчитано на завтрак и обед. А если добавить к этому бесконечные перекусы и фаст-фуды, то складывается совсем уж нелицеприятная картина. Как же должен выглядеть полноценный рацион взрослого человека, который стремится поддерживать здоровый образ жизни?
Во-первых, ни за что не пренебрегайте завтраком! Даже если иногда (в крайних случаях) ужином или одним из полдников можно пожертвовать, то утренним приёмом пищи – ни в коем случае. Именно он запускает метаболизм и обеспечивает работу внутренних органов в течение дня. Во-вторых, старайтесь питаться 4-5 раз в день дробными порциями. В идеале режим питания должен включать стандартные завтраки, обеды и ужины плюс 2 ежедневных перекуса. Ну и в третьих, не пытайтесь компенсировать пропущенный приём пищи или, наоборот, наесться впрок – переедание приносит организму ещё больший вред, чем лёгкое чувство голода.
Время на еду
Это может показаться банальным, но не уделять должного внимания и времени на каждый приём пищи – не просто неуважение к своему организму, но и очень вредная привычка. Современные диетологи рекомендуют каждый кусочек пережёвывать минимум 30 раз (конечно, перфекционисты могут действительно подсчитывать количество жевательных движений, однако в большинстве случаев можно ограничиться характеристикой «до однородности»), а для этого необходимо время. Поэтому питание в транспорте, на бегу или в спешке не приветствуется: на завтрак и ужин в режиме дня должно быть отведено минимум по 20 минут, на обед – полчаса, а на полдники – по 10 минут. Всего-то полтора часа в сутки, которые почему-то выделить на собственное здоровье никак не получается. Если вам сложно пожертвовать делами ради еды, вспомните, сколько времени люди обычно проводят в больнице, пытаясь избавиться от заболеваний, связанных с питанием, и смело откладывайте дела.
Составляем здравое меню
Распланировав свой день с учётом необходимых приёмов пищи, давайте теперь разберёмся, какие продукты лучше использовать для приготовления еды. Главным критерием их полезности является состав, богатый нужными нутриентами, витаминами и минеральными комплексами, необходимыми для развития. Стоит также уделить внимание происхождению продуктов: научно доказано, что вегетарианские принципы куда более полезны и гуманны, нежели правила мясоедов. Даже если убийство животных ради чревоугодия не вызывает у вас отторжения, задумайтесь над тем, насколько вредны мясные блюда для организма. Тромбоз сосудов и повышенный холестерин, проблемы с сердцем и печенью, постоянный стресс для пищеварения и нагрузка на выделительную систему – это лишь малая часть того вреда, который наносит животная пища. Поэтому стоит отказаться от стейков, котлет и прочего «непотребства» — так вы не только спасёте жизнь братьям нашим меньшим, но и сбережёте собственное здоровье.
Здоровое питание как составляющая здорового образа жизни
Давайте рассмотрим примерный рацион в контексте каждого приёма пищи:
Завтрак
Это первый и, пожалуй, самый важный приём пищи в сутках. Завтрак должен заряжать энергией, дарить бодрость и позволять организму раскрыть свой потенциал на всю мощь. Правда, стоит учитывать, что ЖКТ ещё не готов к сильным нагрузкам, поэтому лучше брать легкоусваиваемые и питательные блюда – это единственно верное решение, которое позволит сохранить работоспособность, не навредив при этом лишними нагрузками.
Не стоит полагать, что правильные завтраки требуют длительного приготовления — сбалансированное питание ещё не означает кулинарный фанатизм. Впрочем, в этом случае всё индивидуально – одни любят питаться просто и полезно, а другие из тех же продуктов могут сотворить действительно уникальное блюдо. Подход не столь важен, сколь баланс витаминов, микроэлементов и нутриентов, а также достаточное количество калорий (достаточное не значит избыточное – совсем не обязательно есть «про запас»).
Утренний рацион должен базироваться в первую очередь на клетчатке, «правильных» углеводах и растительном белке. Это могут быть всевозможные каши (наибольшей популярностью пользуется овсяная, гречневая или кукурузная) с какой-либо белковой добавкой (небольшая котлетка из бобов, горстка арахиса или миндаля). А чтобы получить запас витаминов и просто поднять себе настроение с утра, можно приготовить порцию фруктового салатика.
Несмотря на сложившийся стереотип, использовать на завтрак свежевыжатый цитрусовый или яблочный сок – не самая лучшая идея. Лучше порадуйте желудок теплым травяным чаем с шиповником – это растение не только поднимает иммунитет, но и тонизирует.
Если вы не привыкли есть по утрам и только начинаете познавать правильное питание – составляющую здорового образа жизни, не стоит сразу ломать свои привычки – приучайте желудок к полноценной пище постепенно, с каждым днём приводя рацион в порядок.
Обед
Этот приём пищи считается самым обильным, поскольку в середине дня ЖКТ уже способен правильно воспринимать еду, а организм все ещё нуждается в энергетических ресурсах. Не стоит наполнять желудок питательным миксом из фаст-фудов и прочих «быстрых» нутриентов, которые не приносят ничего, кроме тяжести, изжоги и лишнего веса. Лучше заранее продумать обед и по возможности взять его из дома (или найти в районе офиса приличное кафе с домашней кухней) – тогда проблемы с пищеварением обойдут вас стороной.
Ни в коем случае нельзя умалять значимость первых блюд в рационе – для взрослого человека они не менее важны, чем для ребёнка. Отличным вариантом станет чечевичный, гороховый супы, суп-пюре с цветной капустой или вегетарианский борщ. Впрочем, овощной бульончик, приготовленный на скорую руку, тоже весьма полезен. Иногда можно побаловать себя грибным супом, однако кушать его ежедневно не стоит – грибы являются довольно тяжёлой пищей.
В качестве второго блюда можно приготовить практически всё, что угодно (при условии, что оно будет соответствовать принципам здорового питания). Отлично себя зарекомендовала каша с тыквой, гречневые биточки, плов с нутом, запеканка с грибами, рататуй… Продолжать этот список можно бесконечно долго – всё зависит лишь от вашей фантазии и кулинарного таланта.
В обед можно побаловать себя небольшим десертом (при условии, что первое и второе уже съедены). Можно приготовить морковный или кокосовый тортик, арахисовый батончик, запеканку с ягодами или суфле из взбитых фруктов. Ну и конечно, ни один обед не обойдется без напитков! В это время наиболее актуальны свежевыжатые соки, чай или обычная минеральная вода без газа.
Ужин
А вот вечером переедать категорически не стоит – организм готовится ко сну, поэтому перегружать ЖКТ не следует. Любой ужин должен заканчиваться не позднее, чем за 3 часа до отхода ко сну – иначе съеденное может стать причиной бессонницы, неполноценного отдыха и, что естественно, лишних килограммов, которые тоже не добавляют здоровья.
Вечером будут хороши овощные блюда в любой интерпретации: лёгкие салатики или рагу, котлетки и тефтели (например, из капусты или свеклы), тушеное, запечённое или приготовленное на пару ассорти из овощей. Не забывайте и о правильном выборе напитков – успокаивающим эффектом обладают чаи с ромашкой, мятой или мелиссой.
Правильное питание – составляющая здорового образа жизни №1
Чтобы оценить, насколько важен грамотный и ответственный подход к организации питания, не нужно обладать какими-либо специальными знаниями в области диетологии, медицины или физиологии. Достаточно привнести в свою жизнь гармоничное меню, стараться придерживаться принципов ЗОЖ, связанных с ежедневным рационом, и вы сами заметите, насколько лучше, свежее и бодрее вы будете себя чувствовать в течение дня. Уйдёт раздражительность и напряжение от некачественного ночного отдыха, появится прилив сил для выполнения текущих дел, организм начнёт работать «как часы», самочувствие заметно выправится, а количество лишних килограммов сдвинется с мертвой точки.
Здоровый образ жизни без культуры питания невозможен в принципе – нельзя говорить о здоровье, держа в руках гамбургер! Поэтому в обязательном порядке пересмотрите своё меню – возможно, там вы найдёте причину плохого самочувствия, упадка сил и общей апатии. Следите за тем, что кладете в рот, чтобы не стать частым гостем в кабинете врача!
www.oum.ru
План-конспект урока по ЗОЖ (2 класс) на тему: Культура здорового образа жизни
Тема: «Культура здорового образа жизни» (урок-соревнование)
Цели: формирование здорового образа жизни,
развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;
воспитывать у детей стремление быть здоровыми, вести здоровый образ жизни;
Оборудование: оформление зала или класса: рисунки, плакаты «Чистота-залог здоровья», «В здоровом теле — здоровый дух», «Советы доктора Айболита», сувениры, значки, костюмы для девочек, сапожки, музыкальное сопровождение, аудио записи для проведения оздоровительных физкультминуток
Ход занятия:
- Организационный момент.
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно,
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Как вы думаете, ребята, кто это мог бы быть? (солнышко)
Это солнце заглянуло
Будто лучик протянуло
Тонкий лучик золотой
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной.
Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.
(подарить детям солнышки)
Ребята, а что нужно человеку, чтобы всегда быть в хорошем настроении, в хорошей форме? (здоровье)
Какого человека можно назвать здоровым?
Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Между тем здоровье — одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Каждый с юных лет должен заботиться о своем здоровье, иметь знания о гигиене, первой медицинской помощи, и о том, как не навредить своему организму
II. Основная часть
Ведущий: Дорогие участники игры, члены жюри, зрители! Напоминаем правила нашей игры. Мы задаем вопросы, а от вас ждем правильных ответов. Каждый правильный ответ оценивается в 5 баллов.
I тур
Тема 1. Человек и окружающий мир
- Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что они:
а) дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;
б) растут, приносят потомство, умирают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут,
в) передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, приносят потомство, умирают.
2. Человек – часть:
а) животного мира,
б) природы;
в) растительного мира,
3. Чем человек отличается от животных?
а) человек видит, слышит, чувствует;
б) человек изменяет окружающую природу;
в) человек мыслит, обладает речью, трудится.
4. Чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться, он должен:
а) быть здоровым;
б) знать свой организм,
в) жить, расти среди людей.
Тема 2. Культура поведения
- Какие слова уместны в разговоре школьника с незнакомыми взрослыми людьми?
а) Пока г) Привет
б) Здравствуйте д) Хелло
в) Здорово е) Доброе утро
2. Вы звоните по телефону и хотите позвать друга или подругу. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы и дайте вариант ответа
а) Позовите Машу.
б) Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу.
в) Здравствуйте, позовите Машу.
г) Здравствуйте, извините, пожалуйста, Маша дома?
- Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Ваш вариант наиболее вежливого выражения просьбы.
а) Можно войти?
б) Я войду?
в) Извинит, можно войти?
4. Вы едете в автобусе и хотите пройти к выходу. Какие слова произносите при этом?
а) Пропустите меня, я выхожу.
б) Разрешите пройти.
в) Извините, можно пройти?
Музыкальная пауза (проведение физкультминуток)
Ведущий: Пока жюри подводит итого, мы проведем разминку и выясним значение волшебных слов.
1. Растает даже ледяная глыба
От слова теплого …(спасибо)
- Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(здравствуйте)
3. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит …(добрый день)
- Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы …(спасибо)
- И во Франции и в Дании
На прощанье говорят …( до свидания)
II ТУР
Тема 1. Культура общения
- Все вы, конечно, знаете сказку «Три медведя». Давайте представим себе, что Маша не убежала в лес, а вступила с медведем в разговор.
Какой вариант разговора вам понравится больше?
(Выходят три девочки, и каждая произносит одну фразу.)
а) Медведи, я заблудилась в лесу, устала, помогите мне вернуться домой.
б) Медведи! Я заблудилась и попала к вам в дом. Извините за беспокойство и беспорядок, я вам помогу все убрать.
в) Медведи! Я очень устала. Если Мищутка отнесет меня домой, моя бабушка даст ему меда и малины.
- Все вы наверняка любите получать подарки. Вспомните сказку К.И.Чуковского «Муха-цокотуха».
Приходили к мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застежки золотые.
-Внимание! С какими словами вы бы приняли подарок и как поблагодарили за него?
(Выходят три девочки, и каждая «обыгрывает» свои слова)
Девочка 1 (рассматривает сапожки)
Что за чудные сапожки!
Где вы их достали, блошки?
Буду их всю жизнь носить
И весь век благодарить?
Девочка 2 (держит в руках сапожки)
У меня уж есть сапожки,
И получше этих, блошки,
Их отдам своей сестре,
Что живет на той горе.
Девочка3 (примеряет сапожки)
Вам спасибо, мои блошки,
За прекрасные сапожки,
Ох. Какое будет горе,
Если мне они не в пору.
Тема 2. Писатели – детям
- Внимательно послушайте отрывок из стихотворения.
Кто автор этих строк?
По телефону день- деньской
Нельзя к нам дозвониться,
Живет народ у нас такой-
Ответственные лица:
Живут у нас три школьника
Да первоклассник Коленька.
Придут домой ученики-
И начинаются звонки,
А кто звонит?
Ученики, такие же мальчишки. (А. Барто)
2.Кто является автором следующих слов:
— Несчастный прогульщик! – строго сказала Нина Карнаухова. – И это с таких то юных лет ты уже обманываешь родителей школу? (А.Гайдар)
Тема 3.Человек и его здоровье
- Как называются науки, изучающие строение человека?
а) физиология,
б) зоология,
в) анатомия.
2. Зачем нужно знать свой организм?
а) чтобы сохранять и укреплять здоровье,
б) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться,
в) чтобы умело использовать свои возможности.
3. В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?
а) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий,
б) горбатый, бледный, хилый, низкий,
в) стройный, сильный, ловкий, статный.
4. Организм человека состоит из органов. В какой строчке указаны только органы человека?
а) глаза, легкие, желудок, кожа,
б) сердце, головной мозг, почки, кровь,
в) печень, селезенка, уши, желчь.
Музыкальная пауза (проведение физкультминутки)
Подведение итогов второго тура.
III.Рефлексия.
Проведение с детьми анкеты “Как твое здоровье”
-Как ты считаешь, хорошее у тебя здоровье? Давай попробуем в этом разобраться. Внимательно прочитай каждое из 11 предложений. Напиши напротив каждого предложения “да” или “нет”.
1.У меня болит горло.
2.Уменя нередко бывает насморк.
3.Иногда у меня болит ухо.
4.У меня больные зубы.
5. Часто у меня болит живот.
6. Иногда у меня болит голова.
7. Нередко меня тошнит.
8. Некоторые продукты и лекарства вызывают у меня аллергию.
9. Каждый год я болею гриппом.
10. Ко мне легко прилипают всякие болезни.
11. Из-за болезней я часто пропускаю уроки в школе.
-Чего больше получилось — “да” или “нет”? Подумайте, как улучшить своё здоровье. Ведь вы уже знаете, отчего появляются болезни
-Что интересного узнали на занятии?
-Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.
IV. Подведение итогов занятия. Награждение.
nsportal.ru