Детская субкультура – —

детская субкультура — это… Что такое детская субкультура?


детская субкультура
(от лат. sub — под, cultura — возделывание, воспитание, развитие) — в широком смысле — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческой культуре Д. с. занимает подчиненное место, обладая вместе с тем относительной автономией, поскольку ее основные культурные ценности передаются изустно, из «поколения в поколение» сверстников. Содержанием Д. с. являются не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания, деятельности, но и социокультурные инварианты — элементы различных исторических эпох, архетипы коллективного бессознательного и пр., зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре. Носителем Д. с. является детское сообщество, формирующееся в силу половозрастной стратификации общества уже на ранних ступенях социогенеза и выполняющее важнейшие функции социализации ребенка (см. половая дифференциация).

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

  • Декарт Рене
  • деятельностного опосредствования межличностных отношений концепция

Смотреть что такое «детская субкультура» в других словарях:

  • Детская субкультура — [лат. sub под cultura возделывание, воспитание, развитие] в широком смысле все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Субкультура — – 1. культура чётко определённой социальной группы внутри определённого общества, то есть некая часть, разновидность культуры вообще. Субкультура, как считается, в целом отражает культурные модели большого общества, но в то же время она… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • субкультура детская — в широком смысле все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, реализуемых в детских сообществах данной конкретно исторической… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Субкультура детская (подростковая, юношеская) — 1) культурное пространство и круг общения подростковых и юношеских сообществ, помогающих имадаптироваться в обществе и создать свои, автономные формы культурной активности; 2) все, что создано человеческим обществом для детей и самимидетьми. (2) …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • СУБКУЛЬТУРА ДЕТСКАЯ (ПОДРОСТКОВАЯ, ЮНОШЕСКАЯ) — 1) культурное пространство и круг общения подростковых и юношеских сообществ, помогающих им адаптироваться в обществе и создать свои, автономные формы культурной активности; 2) все, что создано человеческим обществом для детей и самими детьми …   Педагогический словарь

  • Осорина, Мария Владимировна — В этой биографической статье не указано место рождения. Вы можете помочь проекту, добавив место рождения в текст статьи …   Википедия

  • Зона вариативного развития — [лат. varisге менять, делать разнообразным] спектр возможных направлений развития ребенка, определяемый его участием в жизни детского сообщества. Понятие 3. в. р. предложено в русле социальной психологии детства для описания процесса развития… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • зона вариативного развития — понятие, описывающее процесс развития ребенка в детской субкультуре. Суть его заключается в следующем: если семья и вообще взрослый создает «зону ближайшего развития» ребенка, готовя его к освоению социальных норм и стереотипов данной культуры,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Лиховской — Микрорайон Лиховской Страна РоссияРоссия …   Википедия

  • Толкинисты — (от Толкин)  фэндом поклонников книг Дж. Р. Р. Толкина, имеющий тесную связь с субкультурой ролевиков. Содержание 1 История 2 Некоторые черты …   Википедия

Книги

  • Зачем подростки снимают порно?, Айлика Кремер. В социальных сетях и мессенджерах все популярнее становится детская эротика и порнография, которую создают сами подростки, желающие подзаработать. Вокруг этого сложилась целая субкультура со… Подробнее  Купить за руб аудиокнига

psychology.academic.ru

Консультация: Детская субкультура | Социальная сеть работников образования

                       Детская субкультура.

Детская субкультура — особая система бытующих в детской среде представлений о мире, совокупность особенностей поведения, форм общения и деятельности самих детей. Это своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и встроенная в общее культурное целое.

Субкультура – форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Носителем основных культурных ценностей является детское сообщество, которое транслирует их через соответствующие традиции, обычаи, ритуалы.

Таким образом, в широком значении детская субкультура – это все, что создано в человеческом обществе для детей и детьми. В более узком – ценности, установки, способы деятельности и формы общения, осуществляемые в детских сообществах в той или иной конкретно- исторической ситуации развития.

В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место и вместе с тем обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения.

Одна из главных особенностей детской субкультуры заключается в том, что в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых. А с другой стороны – детская субкультура – это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем.

Благодаря детской субкультуре ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир. Так, например:

— дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, жадность, плаксивость,т. е. выполняющие воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападении сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание.

— колыбельные песни, потешки, прибаутки для самых маленьких имеют мировоззренческое значение, так как знакомят с простейшей моделью мироустройства: дом – защита и опасный внешний мир, который до поры до времени ребенку знать не надо, раскрывают принципы семейного жизнеустройства, формируют базовое доверие к близким и к миру в целом.

— детское собирательство, тайники, секреты дают ребенку возможность материализовать свое тайное присутствие в том или  ином месте и утвердить себя через эти предметы: «я есть», «я могу», что помогает дошкольнику пережить чувство одиночества, которое возникает в результате формирующейся личностной автономии.

            Основными компонентами детской субкультуры являются:

— детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие форм поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками. Это ритуальные компоненты детского общения (например, примирительные ритуалы), знаки собственности, взыскания долгов, отношения мены, право старшинства в разновозрастной группе и т.д.

— детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, потешки, считалки и др.

— детский юмор (анекдоты, розыгрыши, поддевки), смеховой мир детства (истории – небылицы, «черный юмор» или детские «садистские» стишки).

— своеобразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, тайники) и коллекционирование.

— способы и формы свободного времяпреровождения. Походы в особые (страшные) места (подвалы, чердаки, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений (свалка, мусорка, стройка), детское гадание и т. д.

— детская мода; эстетические представления детей (составление веночков и букетов)

— детская картина мира, т.е. особая система мировоззренческих знаний, которая включает в себя совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребенка с миром.

              Задачи приобщения дошкольников к детской субкультуре:

— развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления;

— расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне, построение социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала;

— формирование образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем.

              Формы приобщения дошкольников к детской субкультуре:

— выставки ( «Моя любимая игрушка», «Моя любимая книга», «Осенние причуды», «- выставки ( «Моя любимая игрушка», «Моя любимая книга», «Осенние причуды», «Мои достижения», «Семейные  увлечения» и др.

— презентации жизни детской группы («Новогодние фантазии», «Давайте познакомимся», «В гостях у сказки» и др.)

— праздничные события и игровые тематические проекты ( «Час улыбки и доброты», «Ярмарка игр», «Остров дружбы» и др.)

— совместные праздники детей и родителей, в процессе подготовки и проведения которых создаются условия для гуманизации межличностных отношений (дети и родители, для поддержания веры ребенка в себя, свои силы, «желание быть хорошим»).

nsportal.ru

Детская субкультура — это… Что такое Детская субкультура?


Детская субкультура
[лат. sub — под cultura — возделывание, воспитание, развитие] — в широком смысле — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческой культуре Д. с. занимает подчиненное место, обладая вместе с тем относительной автономией, поскольку ее основные культурные ценности передаются изустно, из «поколения в поколение» сверстников. Содержанием Д. с. являются не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания, деятельности, но и социокультурные инварианты — элементы различных исторических эпох, архетипы коллективного бессознательного и пр., зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре. Носителем Д. с. является детское сообщество, формирующееся в силу половозрастной стратификации общества уже на ранних ступенях социогенеза и выполняющее важнейшие функции социализации ребенка. В. В.Абраменкова

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Детская сексуальность
  • Детские крестовые походы

Смотреть что такое «Детская субкультура» в других словарях:

  • детская субкультура — (от лат. sub под, cultura возделывание, воспитание, развитие) в широком смысле все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Субкультура — – 1. культура чётко определённой социальной группы внутри определённого общества, то есть некая часть, разновидность культуры вообще. Субкультура, как считается, в целом отражает культурные модели большого общества, но в то же время она… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • субкультура детская — в широком смысле все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, реализуемых в детских сообществах данной конкретно исторической… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Субкультура детская (подростковая, юношеская) — 1) культурное пространство и круг общения подростковых и юношеских сообществ, помогающих имадаптироваться в обществе и создать свои, автономные формы культурной активности; 2) все, что создано человеческим обществом для детей и самимидетьми. (2) …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • СУБКУЛЬТУРА ДЕТСКАЯ (ПОДРОСТКОВАЯ, ЮНОШЕСКАЯ) — 1) культурное пространство и круг общения подростковых и юношеских сообществ, помогающих им адаптироваться в обществе и создать свои, автономные формы культурной активности; 2) все, что создано человеческим обществом для детей и самими детьми …   Педагогический словарь

  • Осорина, Мария Владимировна — В этой биографической статье не указано место рождения. Вы можете помочь проекту, добавив место рождения в текст статьи …   Википедия

  • Зона вариативного развития — [лат. varisге менять, делать разнообразным] спектр возможных направлений развития ребенка, определяемый его участием в жизни детского сообщества. Понятие 3. в. р. предложено в русле социальной психологии детства для описания процесса развития… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • зона вариативного развития — понятие, описывающее процесс развития ребенка в детской субкультуре. Суть его заключается в следующем: если семья и вообще взрослый создает «зону ближайшего развития» ребенка, готовя его к освоению социальных норм и стереотипов данной культуры,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Лиховской — Микрорайон Лиховской Страна РоссияРоссия …   Википедия

  • Толкинисты — (от Толкин)  фэндом поклонников книг Дж. Р. Р. Толкина, имеющий тесную связь с субкультурой ролевиков. Содержание 1 История 2 Некоторые черты …   Википедия

Книги

  • Зачем подростки снимают порно?, Айлика Кремер. В социальных сетях и мессенджерах все популярнее становится детская эротика и порнография, которую создают сами подростки, желающие подзаработать. Вокруг этого сложилась целая субкультура со… Подробнее  Купить за руб аудиокнига

psychology_pedagogy.academic.ru

ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 599

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: М. В. Осорина

ДЕ́ТСКАЯ СУБКУЛЬТУ́РА, от­но­си­тель­но ав­то­ном­ная и са­мо­быт­ная под­сис­те­ма куль­ту­ры, но­си­те­ля­ми ко­то­рой яв­ля­ют­ся де­ти. Тер­мин «Д. с.» во­шёл в на­уч. оби­ход в 1970–80-х гг. До это­го ра­бо­ты, от­но­ся­щие­ся к про­бле­ма­ти­ке Д. с., раз­ви­ва­лись в рус­ле эт­но­гра­фии дет­ст­ва (М. Мид), изу­че­ния дет­ско­го фольк­ло­ра (Г. С. Ви­но­гра­дов) и дет­ских тра­ди­ций (А. Опи и П. Опи).

Но­си­те­лем Д. с. яв­ля­ет­ся осо­бая со­ци­аль­ная груп­па – де­ти при­мер­но от 5 лет (на­ча­ло уча­стия в груп­по­вых иг­рах «с пра­ви­ла­ми» и ре­гу­ля­ци­ей иг­ро­вых взаи­мо­от­но­ше­ний с по­мо­щью тек­стов дет­ско­го фольк­ло­ра: счи­та­лок, иг­ро­вых при­пе­вок и т. п.) до 12–13 лет, ко­гда в ре­зуль­та­те из­ме­не­ний лич­но­сти, свя­зан­ных с под­ро­ст­ко­вым воз­рас­том, из дет­ско­го ре­пер­туа­ра ухо­дят осн. фор­мы тра­ди­ци­он­но­го для Д. с. по­ве­де­ния и ми­ро­воз­зре­ния, сме­ня­ясь фор­ма­ми, ха­рак­тер­ны­ми для под­ро­ст­ко­вой и мо­ло­дёж­ной суб­куль­ту­ры. Пе­ри­од рас­цве­та Д. с. при­хо­дит­ся на воз­раст 7–11 лет и свя­зан с но­вы­ми со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. по­треб­но­стя­ми ре­бён­ка: рез­ким рас­ши­ре­ни­ем кру­га об­ще­ния ре­бён­ка с др. деть­ми, не­об­хо­ди­мо­стью са­мо­стоя­тель­но ус­та­нав­ли­вать от­но­ше­ния с «чу­жи­ми» взрос­лы­ми (учи­те­ля­ми, про­дав­ца­ми, про­хо­жи­ми и т. д.), а так­же с ак­тив­ным ос­вое­ни­ем тер­ри­то­рии вне до­ма.

Тра­ди­ции Д. с. пе­ре­да­ют­ся от по­ко­ле­ния к по­ко­ле­нию де­тей, че­му спо­соб­ст­ву­ет раз­ни­ца в воз­рас­те в 1–3 го­да уча­ст­ни­ков иг­ро­вых дет­ских групп, скла­ды­ваю­щих­ся в осн. вне до­ма: в гор. дво­ре, на иг­ро­вой пло­щад­ке скве­ра, в лет­нем ла­ге­ре и т. п. Та­кие груп­пы вы­сту­па­ют осн. но­си­те­ля­ми и про­вод­ни­ка­ми Д. с.; важ­ней­шим фак­то­ром со­циа­ли­за­ции ре­бён­ка в сре­де свер­ст­ни­ков и раз­ви­тия на­вы­ков парт­нёр­ст­ва яв­ля­ет­ся груп­по­вая иг­ра. Ино­гда в пе­ре­да­че тра­ди­ции мо­гут уча­ст­во­вать взрос­лые (напр., ко­гда рас­ска­зы­ва­ют о соб­ст­вен­ном дет­ст­ве), но мн. ас­пек­ты Д. с. яв­ля­ют­ся пре­сле­дуе­мы­ми со сто­ро­ны взрос­лых или по­та­ён­ны­ми от них (драз­не­ние, рас­ска­зы­ва­ние страш­ных ис­то­рий, ис­пы­та­ния храб­ро­сти, тра­диц. ша­ло­сти). Не­смот­ря на бы­ст­рую сме­ну по­ко­ле­ний де­тей, уст­ный спо­соб пе­ре­да­чи тра­ди­ции и дав­ле­ние со сто­ро­ны взрос­лых, тра­ди­ции Д. с. и тек­сты дет­ско­го фольк­ло­ра от­ли­ча­ют­ся ус­той­чи­во­стью, ино­гда со­хра­ня­ясь сто­ле­тия­ми в сис­те­мах нац. куль­тур.

В от­ли­чие от куль­ту­ры взрос­лых, Д. с. сла­бо во­пло­ще­на в ма­те­ри­аль­ной сре­де, соз­дан­ные деть­ми пред­ме­ты (см. Дет­ское твор­че­ст­во) не­дол­го­веч­ны (ку­ли­чи­ки и зáм­ки из пес­ка, до­ми­ки из оде­ял, «шта­бы» из кар­то­на, ве­ток и до­сок, «клас­си­ки», на­ри­со­ван­ные на ас­фаль­те, и т. п.). Д. с. ос­ваи­ва­ет ок­ру­жаю­щий мир по­сред­ст­вом та­ких тра­диц. прак­тик, как по­хо­ды для ис­сле­до­ва­ния тер­ри­то­рии, по­се­ще­ния «страш­ных» мест, уст­рой­ство «тай­ни­ков» (как спо­соб «за­стол­бить» ос­во­ен­ную ме­ст­ность), до­бы­ча «по­лез­ных ис­ко­пае­мых» на свал­ке и т. п. Наи­бо­лее об­шир­ной и про­ра­бо­тан­ной сфе­рой Д. с. яв­ля­ет­ся пе­ре­да­ча ком­му­ни­ка­тив­но­го опы­та в ви­де тек­стов дет­ско­го фольк­ло­ра (драз­ни­лок и от­го­во­рок, стра­ши­лок, за­га­док и т. п.) и мо­де­лей по­ве­де­ния, ус­ваи­вае­мых при не­по­средств. об­ще­нии. Для разл. ком­му­ни­ка­тив­ных си­туа­ций, мо­де­ли­руе­мых в Д. с., ха­рак­тер­на ус­той­чи­вая триа­да ро­лей – «аг­рес­сор», «по­тен­ци­аль­ная жерт­ва», «на­блю­да­те­ли». Об­раз­цы «пра­виль­но­го» сло­вес­но­го по­ве­де­ния в той или иной «труд­ной» си­туа­ции пред­став­ле­ны в Д. с. в ви­де тек­стов дет­ско­го фольк­ло­ра (обыч­но риф­мо­ван­ных). В Д. с. ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны ри­туа­лы: на­па­де­ния и за­щи­ты, при­ми­ре­ния, спра­вед­ли­во­го де­ле­жа благ и др. Дет­ская ма­гия вклю­ча­ет в се­бя ри­туа­лы об­ще­ния с ма­гич. сущ­но­стя­ми (гно­ми­ки, Пи­ко­вая да­ма и т. п.), а так­же разл. га­да­ния и «за­го­ва­ри­ва­ния». Осо­бую те­му со­став­ля­ют сме­хо­вые тра­ди­ции Д. с., во­пло­щён­ные в шут­ках, анек­до­тах и па­ро­ди­ях. В пре­де­лах Д. с. все­гда со­при­сут­ст­ву­ют «дев­чо­но­чья» и «маль­чи­ше­чья» тра­ди­ции.

В совр. ми­ре Д. с. име­ет тен­ден­цию де­гра­ди­ро­вать в круп­ных го­ро­дах из-за то­го, что де­ти ма­ло об­ща­ют­ся со свер­ст­ни­ка­ми, не име­ют мес­та и вре­ме­ни для сво­бод­ных игр вне до­ма. Это при­во­дит к разл. сбо­ям в со­циа­ли­за­ции де­тей, де­фи­ци­ту на­вы­ков кон­ст­рук­тив­но­го взаи­мо­дей­ст­вия с ок­ру­жаю­щим ми­ром.

bigenc.ru

субкультура детская — это… Что такое субкультура детская?


субкультура детская

— в широком смысле — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, реализуемых в детских сообществах данной конкретно-исторической социальной ситуации развития.

В общечеловеческой культуре субкультура детская занимает подчиненное место, но обладает относительной автономией, ибо ее основные культурные ценности передаются изустно, из «поколения в поколение» сверстников. Содержание субкультуры детской — не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания и деятельности, но и социокультурные инварианты — элементы различных исторических эпох, архетипы бессознательного коллективного и прочее, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре.

Носитель субкультуры детской — детское сообщество, формируемое в силу половозрастного расслоения общества уже на ранних ступенях социогенеза и выполняющее важнейшие функции социализации ребенка (см. дифференциация половая ).

Субкультура детская, обладая неисчерпаемым потенциалом вариантов становления личности, ныне обретает значение поискового механизма новых направлений развития общества.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • субкультура
  • сублимация

Смотреть что такое «субкультура детская» в других словарях:

  • Субкультура детская (подростковая, юношеская) — 1) культурное пространство и круг общения подростковых и юношеских сообществ, помогающих имадаптироваться в обществе и создать свои, автономные формы культурной активности; 2) все, что создано человеческим обществом для детей и самимидетьми. (2) …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • СУБКУЛЬТУРА ДЕТСКАЯ (ПОДРОСТКОВАЯ, ЮНОШЕСКАЯ) — 1) культурное пространство и круг общения подростковых и юношеских сообществ, помогающих им адаптироваться в обществе и создать свои, автономные формы культурной активности; 2) все, что создано человеческим обществом для детей и самими детьми …   Педагогический словарь

  • детская субкультура — (от лат. sub под, cultura возделывание, воспитание, развитие) в широком смысле все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Субкультура — – 1. культура чётко определённой социальной группы внутри определённого общества, то есть некая часть, разновидность культуры вообще. Субкультура, как считается, в целом отражает культурные модели большого общества, но в то же время она… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Детская субкультура — [лат. sub под cultura возделывание, воспитание, развитие] в широком смысле все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Лиховской — Микрорайон Лиховской Страна РоссияРоссия …   Википедия

  • Толкинисты — (от Толкин)  фэндом поклонников книг Дж. Р. Р. Толкина, имеющий тесную связь с субкультурой ролевиков. Содержание 1 История 2 Некоторые черты …   Википедия

  • Зыков, Олег Владимирович — Олег Владимирович Зыков …   Википедия

  • Наркология — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения …   Википедия

  • Трейнсёрфинг — Трейнсёрферы на поезде в Бангладеш Трейнсёрфинг (от англ. train …   Википедия

Книги

  • Зачем подростки снимают порно?, Айлика Кремер. В социальных сетях и мессенджерах все популярнее становится детская эротика и порнография, которую создают сами подростки, желающие подзаработать. Вокруг этого сложилась целая субкультура со… Подробнее  Купить за руб аудиокнига

psychology.academic.ru

Статья на тему: статья «Детская субкультура»

Детская субкультура

Детская субкультура — совокупность отдельных способов жизнедеятельности детской группы, находящая своё выражение главным образом в обычаях и традициях, основная направленность которых – обозначение себя в качестве «мы», отличном от других возрастных общностей.

Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную реальность, обладающую своим собственным языком, структурой, функциями. Основные подсистемы, составляющие детскую субкультуру:

  • Детская игра.
  • Детский фольклор.
  • Детское творчество.
  • Детская традиция  — представляет собой совокупность разнообразных

форм активности детской группы имеющих тенденцию повторяться из поколения в поколение и тесно связанных с половозрастными особенностями психического развития и характером социализации детей в рамках данной культуры. Примером детской традиции являются такие формы коммуникативного поведения: тайные языки, шифры, шалости, «детская магия».

         Субкультурную окраску может принимать и мода в том случае, когда атрибуты одежды. Причёски, макияжа и т.п. получают дополнительную смысловую нагрузку – выступают знаками принадлежности к некоторой группе или же символам отношений, значимых только для этой группы. К примеру, различные детские «фенечки» или амулеты на память, в знак дружбы или любви.

        Детская субкультура представляет собой разнокачественное образование и внутренние смыслы. Разнообразие её определяется. Прежде всего, тем, что тем, что сами её носители – дети выступают не в качестве совокупности детских поколений. Разница даже в два – три года является очень существенной. Поэтому главной особенностью детской субкультуры является её ярко выраженная возрастная специфичность. Она связана с тем, что дети разного возраста значительно отличаются по своим физическим и познавательным способностям, коммуникативным навыкам. Социальным потребностям  и тем видам активности, которые эти потребности могут удовлетворить. Для детской субкультуры характерно изживание детьми её старых возрастных форм, уже не соответствующих потребностям развития ребёнка и тем задачам, которые ставит миссия детского фольклора, форм активности, норм и ценностей.  

        Таким образом, для разных периодов детства особую значимость приобретают элементы детской субкультуры. Игры, считалки, загадки, дразнилки – для дошкольников и младших школьников; несколько иной фольклорный репертуар и детская традиция для возраста 8-13 лет; и, наконец, для подростков – это, прежде всего мода, организация неформальных групп и разнообразные правила общения в них.

        Основные функции детской субкультуры: коммуникативная, регулятивная, информационная, психотерапевтическая, проективная. С помощью субкультуры дети удовлетворяют свои потребности в принадлежности к группе,  в признании, потребность в событийности и смысле жизни.

        Через посредство субкультуры на только оформляется общение в детской среде, но и выражается отношение к окружающему миру, другим людям и происходящим событиям.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *