детская субкультура — это… Что такое детская субкультура?
- детская субкультура
- (от лат. sub — под, cultura — возделывание, воспитание, развитие) — в широком смысле — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческой культуре Д. с. занимает подчиненное место, обладая вместе с тем относительной автономией, поскольку ее основные культурные ценности передаются изустно, из «поколения в поколение» сверстников. Содержанием Д. с. являются не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания, деятельности, но и социокультурные инварианты — элементы различных исторических эпох, архетипы коллективного бессознательного и пр., зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре. Носителем Д. с. является детское сообщество, формирующееся в силу половозрастной стратификации общества уже на ранних ступенях социогенеза и выполняющее важнейшие функции социализации ребенка (см. половая дифференциация).
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- Декарт Рене
- деятельностного опосредствования межличностных отношений концепция
Смотреть что такое «детская субкультура» в других словарях:
Детская субкультура — [лат. sub под cultura возделывание, воспитание, развитие] в широком смысле все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Субкультура — – 1. культура чётко определённой социальной группы внутри определённого общества, то есть некая часть, разновидность культуры вообще. Субкультура, как считается, в целом отражает культурные модели большого общества, но в то же время она… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
субкультура детская — в широком смысле все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, реализуемых в детских сообществах данной конкретно исторической… … Большая психологическая энциклопедия
Субкультура детская (подростковая, юношеская) — 1) культурное пространство и круг общения подростковых и юношеских сообществ, помогающих имадаптироваться в обществе и создать свои, автономные формы культурной активности; 2) все, что создано человеческим обществом для детей и самимидетьми. (2) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
СУБКУЛЬТУРА ДЕТСКАЯ (ПОДРОСТКОВАЯ, ЮНОШЕСКАЯ) — 1) культурное пространство и круг общения подростковых и юношеских сообществ, помогающих им адаптироваться в обществе и создать свои, автономные формы культурной активности; 2) все, что создано человеческим обществом для детей и самими детьми … Педагогический словарь
Осорина, Мария Владимировна — В этой биографической статье не указано место рождения. Вы можете помочь проекту, добавив место рождения в текст статьи … Википедия
Зона вариативного развития — [лат. varisге менять, делать разнообразным] спектр возможных направлений развития ребенка, определяемый его участием в жизни детского сообщества. Понятие 3. в. р. предложено в русле социальной психологии детства для описания процесса развития… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
зона вариативного развития — понятие, описывающее процесс развития ребенка в детской субкультуре. Суть его заключается в следующем: если семья и вообще взрослый создает «зону ближайшего развития» ребенка, готовя его к освоению социальных норм и стереотипов данной культуры,… … Большая психологическая энциклопедия
Лиховской — Микрорайон Лиховской Страна РоссияРоссия … Википедия
Толкинисты — (от Толкин) фэндом поклонников книг Дж. Р. Р. Толкина, имеющий тесную связь с субкультурой ролевиков. Содержание 1 История 2 Некоторые черты … Википедия
Книги
- Зачем подростки снимают порно?, Айлика Кремер. В социальных сетях и мессенджерах все популярнее становится детская эротика и порнография, которую создают сами подростки, желающие подзаработать. Вокруг этого сложилась целая субкультура со… Подробнее Купить за руб аудиокнига
psychology.academic.ru
Консультация: Детская субкультура | Социальная сеть работников образования
Детская субкультура.
Детская субкультура — особая система бытующих в детской среде представлений о мире, совокупность особенностей поведения, форм общения и деятельности самих детей. Это своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и встроенная в общее культурное целое.
Субкультура – форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Носителем основных культурных ценностей является детское сообщество, которое транслирует их через соответствующие традиции, обычаи, ритуалы.
Таким образом, в широком значении детская субкультура – это все, что создано в человеческом обществе для детей и детьми. В более узком – ценности, установки, способы деятельности и формы общения, осуществляемые в детских сообществах в той или иной конкретно- исторической ситуации развития.
В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место и вместе с тем обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения.
Одна из главных особенностей детской субкультуры заключается в том, что в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых. А с другой стороны – детская субкультура – это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем.
Благодаря детской субкультуре ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир. Так, например:
— дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, жадность, плаксивость,т. е. выполняющие воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападении сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание.
— колыбельные песни, потешки, прибаутки для самых маленьких имеют мировоззренческое значение, так как знакомят с простейшей моделью мироустройства: дом – защита и опасный внешний мир, который до поры до времени ребенку знать не надо, раскрывают принципы семейного жизнеустройства, формируют базовое доверие к близким и к миру в целом.
— детское собирательство, тайники, секреты дают ребенку возможность материализовать свое тайное присутствие в том или ином месте и утвердить себя через эти предметы: «я есть», «я могу», что помогает дошкольнику пережить чувство одиночества, которое возникает в результате формирующейся личностной автономии.
Основными компонентами детской субкультуры являются:
— детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие форм поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками. Это ритуальные компоненты детского общения (например, примирительные ритуалы), знаки собственности, взыскания долгов, отношения мены, право старшинства в разновозрастной группе и т.д.
— детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, потешки, считалки и др.
— детский юмор (анекдоты, розыгрыши, поддевки), смеховой мир детства (истории – небылицы, «черный юмор» или детские «садистские» стишки).
— своеобразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, тайники) и коллекционирование.
— способы и формы свободного времяпреровождения. Походы в особые (страшные) места (подвалы, чердаки, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений (свалка, мусорка, стройка), детское гадание и т. д.
— детская мода; эстетические представления детей (составление веночков и букетов)
— детская картина мира, т.е. особая система мировоззренческих знаний, которая включает в себя совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребенка с миром.
Задачи приобщения дошкольников к детской субкультуре:
— развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления;
— расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне, построение социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала;
— формирование образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем.
Формы приобщения дошкольников к детской субкультуре:
— выставки ( «Моя любимая игрушка», «Моя любимая книга», «Осенние причуды», «- выставки ( «Моя любимая игрушка», «Моя любимая книга», «Осенние причуды», «Мои достижения», «Семейные увлечения» и др.
— презентации жизни детской группы («Новогодние фантазии», «Давайте познакомимся», «В гостях у сказки» и др.)
— праздничные события и игровые тематические проекты ( «Час улыбки и доброты», «Ярмарка игр», «Остров дружбы» и др.)
— совместные праздники детей и родителей, в процессе подготовки и проведения которых создаются условия для гуманизации межличностных отношений (дети и родители, для поддержания веры ребенка в себя, свои силы, «желание быть хорошим»).
nsportal.ru
Детская субкультура — это… Что такое Детская субкультура?
- Детская субкультура
- [лат. sub — под cultura — возделывание, воспитание, развитие] — в широком смысле — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческой культуре Д. с. занимает подчиненное место, обладая вместе с тем относительной автономией, поскольку ее основные культурные ценности передаются изустно, из «поколения в поколение» сверстников. Содержанием Д. с. являются не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания, деятельности, но и социокультурные инварианты — элементы различных исторических эпох, архетипы коллективного бессознательного и пр., зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре. Носителем Д. с. является детское сообщество, формирующееся в силу половозрастной стратификации общества уже на ранних ступенях социогенеза и выполняющее важнейшие функции социализации ребенка. В. В.Абраменкова
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
- Детская сексуальность
- Детские крестовые походы
Смотреть что такое «Детская субкультура» в других словарях:
детская субкультура — (от лат. sub под, cultura возделывание, воспитание, развитие) в широком смысле все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения,… … Большая психологическая энциклопедия
Субкультура — – 1. культура чётко определённой социальной группы внутри определённого общества, то есть некая часть, разновидность культуры вообще. Субкультура, как считается, в целом отражает культурные модели большого общества, но в то же время она… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
субкультура детская — в широком смысле все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, реализуемых в детских сообществах данной конкретно исторической… … Большая психологическая энциклопедия
Субкультура детская (подростковая, юношеская) — 1) культурное пространство и круг общения подростковых и юношеских сообществ, помогающих имадаптироваться в обществе и создать свои, автономные формы культурной активности; 2) все, что создано человеческим обществом для детей и самимидетьми. (2) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
СУБКУЛЬТУРА ДЕТСКАЯ (ПОДРОСТКОВАЯ, ЮНОШЕСКАЯ) — 1) культурное пространство и круг общения подростковых и юношеских сообществ, помогающих им адаптироваться в обществе и создать свои, автономные формы культурной активности; 2) все, что создано человеческим обществом для детей и самими детьми … Педагогический словарь
Осорина, Мария Владимировна — В этой биографической статье не указано место рождения. Вы можете помочь проекту, добавив место рождения в текст статьи … Википедия
Зона вариативного развития — [лат. varisге менять, делать разнообразным] спектр возможных направлений развития ребенка, определяемый его участием в жизни детского сообщества. Понятие 3. в. р. предложено в русле социальной психологии детства для описания процесса развития… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
зона вариативного развития — понятие, описывающее процесс развития ребенка в детской субкультуре. Суть его заключается в следующем: если семья и вообще взрослый создает «зону ближайшего развития» ребенка, готовя его к освоению социальных норм и стереотипов данной культуры,… … Большая психологическая энциклопедия
Лиховской — Микрорайон Лиховской Страна РоссияРоссия … Википедия
Толкинисты — (от Толкин) фэндом поклонников книг Дж. Р. Р. Толкина, имеющий тесную связь с субкультурой ролевиков. Содержание 1 История 2 Некоторые черты … Википедия
Книги
- Зачем подростки снимают порно?, Айлика Кремер. В социальных сетях и мессенджерах все популярнее становится детская эротика и порнография, которую создают сами подростки, желающие подзаработать. Вокруг этого сложилась целая субкультура со… Подробнее Купить за руб аудиокнига
psychology_pedagogy.academic.ru
ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА • Большая российская энциклопедия
В книжной версии
Том 8. Москва, 2007, стр. 599
Скопировать библиографическую ссылку:
Авторы: М. В. Осорина
ДЕ́ТСКАЯ СУБКУЛЬТУ́РА, относительно автономная и самобытная подсистема культуры, носителями которой являются дети. Термин «Д. с.» вошёл в науч. обиход в 1970–80-х гг. До этого работы, относящиеся к проблематике Д. с., развивались в русле этнографии детства (М. Мид), изучения детского фольклора (Г. С. Виноградов) и детских традиций (А. Опи и П. Опи).
Носителем Д. с. является особая социальная группа – дети примерно от 5 лет (начало участия в групповых играх «с правилами» и регуляцией игровых взаимоотношений с помощью текстов детского фольклора: считалок, игровых припевок и т. п.) до 12–13 лет, когда в результате изменений личности, связанных с подростковым возрастом, из детского репертуара уходят осн. формы традиционного для Д. с. поведения и мировоззрения, сменяясь формами, характерными для подростковой и молодёжной субкультуры. Период расцвета Д. с. приходится на возраст 7–11 лет и связан с новыми социально-психологич. потребностями ребёнка: резким расширением круга общения ребёнка с др. детьми, необходимостью самостоятельно устанавливать отношения с «чужими» взрослыми (учителями, продавцами, прохожими и т. д.), а также с активным освоением территории вне дома.
Традиции Д. с. передаются от поколения к поколению детей, чему способствует разница в возрасте в 1–3 года участников игровых детских групп, складывающихся в осн. вне дома: в гор. дворе, на игровой площадке сквера, в летнем лагере и т. п. Такие группы выступают осн. носителями и проводниками Д. с.; важнейшим фактором социализации ребёнка в среде сверстников и развития навыков партнёрства является групповая игра. Иногда в передаче традиции могут участвовать взрослые (напр., когда рассказывают о собственном детстве), но мн. аспекты Д. с. являются преследуемыми со стороны взрослых или потаёнными от них (дразнение, рассказывание страшных историй, испытания храбрости, традиц. шалости). Несмотря на быструю смену поколений детей, устный способ передачи традиции и давление со стороны взрослых, традиции Д. с. и тексты детского фольклора отличаются устойчивостью, иногда сохраняясь столетиями в системах нац. культур.
В отличие от культуры взрослых, Д. с. слабо воплощена в материальной среде, созданные детьми предметы (см. Детское творчество) недолговечны (куличики и зáмки из песка, домики из одеял, «штабы» из картона, веток и досок, «классики», нарисованные на асфальте, и т. п.). Д. с. осваивает окружающий мир посредством таких традиц. практик, как походы для исследования территории, посещения «страшных» мест, устройство «тайников» (как способ «застолбить» освоенную местность), добыча «полезных ископаемых» на свалке и т. п. Наиболее обширной и проработанной сферой Д. с. является передача коммуникативного опыта в виде текстов детского фольклора (дразнилок и отговорок, страшилок, загадок и т. п.) и моделей поведения, усваиваемых при непосредств. общении. Для разл. коммуникативных ситуаций, моделируемых в Д. с., характерна устойчивая триада ролей – «агрессор», «потенциальная жертва», «наблюдатели». Образцы «правильного» словесного поведения в той или иной «трудной» ситуации представлены в Д. с. в виде текстов детского фольклора (обычно рифмованных). В Д. с. широко распространены ритуалы: нападения и защиты, примирения, справедливого дележа благ и др. Детская магия включает в себя ритуалы общения с магич. сущностями (гномики, Пиковая дама и т. п.), а также разл. гадания и «заговаривания». Особую тему составляют смеховые традиции Д. с., воплощённые в шутках, анекдотах и пародиях. В пределах Д. с. всегда соприсутствуют «девчоночья» и «мальчишечья» традиции.
В совр. мире Д. с. имеет тенденцию деградировать в крупных городах из-за того, что дети мало общаются со сверстниками, не имеют места и времени для свободных игр вне дома. Это приводит к разл. сбоям в социализации детей, дефициту навыков конструктивного взаимодействия с окружающим миром.
bigenc.ru
субкультура детская — это… Что такое субкультура детская?
- субкультура детская
— в широком смысле — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, реализуемых в детских сообществах данной конкретно-исторической социальной ситуации развития.
В общечеловеческой культуре субкультура детская занимает подчиненное место, но обладает относительной автономией, ибо ее основные культурные ценности передаются изустно, из «поколения в поколение» сверстников. Содержание субкультуры детской — не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания и деятельности, но и социокультурные инварианты — элементы различных исторических эпох, архетипы бессознательного коллективного и прочее, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре.
Носитель субкультуры детской — детское сообщество, формируемое в силу половозрастного расслоения общества уже на ранних ступенях социогенеза и выполняющее важнейшие функции социализации ребенка (см. дифференциация половая ).Субкультура детская, обладая неисчерпаемым потенциалом вариантов становления личности, ныне обретает значение поискового механизма новых направлений развития общества.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- субкультура
- сублимация
Смотреть что такое «субкультура детская» в других словарях:
Субкультура детская (подростковая, юношеская) — 1) культурное пространство и круг общения подростковых и юношеских сообществ, помогающих имадаптироваться в обществе и создать свои, автономные формы культурной активности; 2) все, что создано человеческим обществом для детей и самимидетьми. (2) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
СУБКУЛЬТУРА ДЕТСКАЯ (ПОДРОСТКОВАЯ, ЮНОШЕСКАЯ) — 1) культурное пространство и круг общения подростковых и юношеских сообществ, помогающих им адаптироваться в обществе и создать свои, автономные формы культурной активности; 2) все, что создано человеческим обществом для детей и самими детьми … Педагогический словарь
детская субкультура — (от лат. sub под, cultura возделывание, воспитание, развитие) в широком смысле все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения,… … Большая психологическая энциклопедия
Субкультура — – 1. культура чётко определённой социальной группы внутри определённого общества, то есть некая часть, разновидность культуры вообще. Субкультура, как считается, в целом отражает культурные модели большого общества, но в то же время она… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Детская субкультура — [лат. sub под cultura возделывание, воспитание, развитие] в широком смысле все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Лиховской — Микрорайон Лиховской Страна РоссияРоссия … Википедия
Толкинисты — (от Толкин) фэндом поклонников книг Дж. Р. Р. Толкина, имеющий тесную связь с субкультурой ролевиков. Содержание 1 История 2 Некоторые черты … Википедия
Зыков, Олег Владимирович — Олег Владимирович Зыков … Википедия
Наркология — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия
Трейнсёрфинг — Трейнсёрферы на поезде в Бангладеш Трейнсёрфинг (от англ. train … Википедия
Книги
- Зачем подростки снимают порно?, Айлика Кремер. В социальных сетях и мессенджерах все популярнее становится детская эротика и порнография, которую создают сами подростки, желающие подзаработать. Вокруг этого сложилась целая субкультура со… Подробнее Купить за руб аудиокнига
psychology.academic.ru
Статья на тему: статья «Детская субкультура»
Детская субкультура
Детская субкультура — совокупность отдельных способов жизнедеятельности детской группы, находящая своё выражение главным образом в обычаях и традициях, основная направленность которых – обозначение себя в качестве «мы», отличном от других возрастных общностей.
Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную реальность, обладающую своим собственным языком, структурой, функциями. Основные подсистемы, составляющие детскую субкультуру:
- Детская игра.
- Детский фольклор.
- Детское творчество.
- Детская традиция — представляет собой совокупность разнообразных
форм активности детской группы имеющих тенденцию повторяться из поколения в поколение и тесно связанных с половозрастными особенностями психического развития и характером социализации детей в рамках данной культуры. Примером детской традиции являются такие формы коммуникативного поведения: тайные языки, шифры, шалости, «детская магия».
Субкультурную окраску может принимать и мода в том случае, когда атрибуты одежды. Причёски, макияжа и т.п. получают дополнительную смысловую нагрузку – выступают знаками принадлежности к некоторой группе или же символам отношений, значимых только для этой группы. К примеру, различные детские «фенечки» или амулеты на память, в знак дружбы или любви.
Детская субкультура представляет собой разнокачественное образование и внутренние смыслы. Разнообразие её определяется. Прежде всего, тем, что тем, что сами её носители – дети выступают не в качестве совокупности детских поколений. Разница даже в два – три года является очень существенной. Поэтому главной особенностью детской субкультуры является её ярко выраженная возрастная специфичность. Она связана с тем, что дети разного возраста значительно отличаются по своим физическим и познавательным способностям, коммуникативным навыкам. Социальным потребностям и тем видам активности, которые эти потребности могут удовлетворить. Для детской субкультуры характерно изживание детьми её старых возрастных форм, уже не соответствующих потребностям развития ребёнка и тем задачам, которые ставит миссия детского фольклора, форм активности, норм и ценностей.
Таким образом, для разных периодов детства особую значимость приобретают элементы детской субкультуры. Игры, считалки, загадки, дразнилки – для дошкольников и младших школьников; несколько иной фольклорный репертуар и детская традиция для возраста 8-13 лет; и, наконец, для подростков – это, прежде всего мода, организация неформальных групп и разнообразные правила общения в них.
Основные функции детской субкультуры: коммуникативная, регулятивная, информационная, психотерапевтическая, проективная. С помощью субкультуры дети удовлетворяют свои потребности в принадлежности к группе, в признании, потребность в событийности и смысле жизни.
Через посредство субкультуры на только оформляется общение в детской среде, но и выражается отношение к окружающему миру, другим людям и происходящим событиям.
nsportal.ru